ПТПА. Интервью с В. Т. Лембергом, ведущим инженером-конструктором.

ПТПА. Интервью с В. Т. Лембергом, ведущим инженером-конструктором....

Armtorg: Вадим Тарасович, уже 65 лет с момента основания вы работаете на «ПТПА», стояли у истоков предприятия, долгое время были главным конструктором завода. Расскажите, как начинался путь «ПТПА» – на тот момент Второго арматурного завода г. Пензы.

В.Л.: После войны в стране была очень большая потребность в арматуре. В то время в Пензе строилось много заводов – компрессорный, дизельный, химического машиностроения и другие, более мелкие. В том числе, был организован и Второй арматурный завод. В 1951 году я окончил техникум, и нас с одногруппниками отправили по направлению в Пензу. На тот момент завода еще не существовало, был только приказ о его создании, а на месте, где сейчас стоят цеха, было поле и колосилась рожь.
Компрессорный завод начали строить раньше, и к тому времени уже был готов первый корпус. В этом корпусе нам выделили один пролет – вот так и начинался Второй арматурный. На компрессорном заводе мы проработали до весны 1953 года. К этому времени была построена часть нового предприятия. С компрессорного завода шла узкоколейка, и мы переехали по ней вместе со всем оборудованием. Сначала еще на старом месте мы помогали Первому арматурному заводу обрабатывать детали. Потом постепенно освоили собственную продукцию и начали выпускать задвижки диаметром до 500 мм.


Armtorg: С какой должности вы начали свой профессиональный путь на заводе?

В.Л.: Начинал я после техникума помощником мастера, потом был назначен мастером. Когда организовали технический отдел, я стал работать технологом. Тогда мы еще не конструировали арматуру – только оснастку, испытательные стенды и тому подобное оборудование. По-настоящему развиваться завод начал только тогда, когда здесь заработал цех стального литья. Чугунной арматуры тоже выпускали много, но эти заготовки получали со стороны. Например, с «Белинсксельмаша» – литье было отличное, отливали даже отверстия на фланцах, но диаметры заготовок были небольшие, до 250 мм.
Потом пришлось осваивать более крупную продукцию. Развивалась ракетная техника, и однажды нам поручили изготовить высокотемпературную арматуру с проходом 2000 мм. Так как наши литейщики еще не могли делать таких отливок, подключили «Уралмаш» – очень крупный завод, который, помимо прочего, занимался заказами для оборонной промышленности. Отливки корпусов и крышек делали там. Потом последовала другая арматура больших размеров – сварные и штампосварные задвижки диаметром до 1600 мм, чугунная арматура на воду DN 2000 мм, обратные затворы, различные клапаны.

Armtorg: А как сформировался ваш конструкторский отдел?

В.Л.: В свое время был такой порядок: когда численность коллектива становилась достаточно большой, можно было создавать собственную технологическую, конструкторскую и металлургическую службу. Я был конструктором-технологом в технической службе. Однажды меня вызвал директор Александр Евгеньевич Щербаков (кстати, работать мы начинали вместе, он – после института, я – после техникума).
Спросил, кем я хочу быть, главным технологом или главным конструктором. Пришлось выбирать. Так я и начал заниматься конструированием трубопроводной арматуры.




Первый шаровой кран в СССР 1961г.


Armtorg: Как началось освоение шаровых кранов на предприятии? Ведь есть даже негласный спор, кто был первым…

В.Л.: Первыми были мы. Вот фотография первого шарового крана, который прошел испытания. Он был изготовлен на нашем заводе в 1961 году. У крана был литой корпус и интересный привод – с поршнем в виде тора, без какого?либо другого механизма. Для автономного закрытия в случае падения давления были предусмотрены резервные емкости. Но на тот момент руководство решило, что номенклатура у завода и так большая, и отказалось от идеи развивать шаровые краны.
Кстати, и шиберные задвижки мы тоже начали делать первыми в Советском Союзе. Опытный образец такой задвижки большого диаметра был изготовлен в 1968 году для второй нитки нефтепровода «Дружба». В то время сами потребители не были особо заинтересованы в получении отечественной продукции – им было интереснее работать с импортом, ездить в командировки.
Но когда открыли тюменские месторождения и началась добыча нефти и газа, на партийном совете решили: зачем покупать импортное, если можно делать свое? Так было принято решение об освоении серийного выпуска шаровых кранов, и к производству арматуры подключили большое количество заводов: Днепропетровск, Петрозаводск, Дзержинск. Потом началось развитие атомной промышленности. Здесь нам тоже нашлась работа.Вот так и развивались.

Armtorg: А на какие образцы вы ориентировались, когда начинали конструкторскую деятельность? Неужели делали все с нуля?

В.Л.: Литературы тогда особо не было, но головы у нас соображали, и расчеты мы делали неплохо. По возможности изучали импортную арматуру, но в основном все приходилось делать своими силами.

Armtorg: Заводу «Пензтяжпромарматура» исполняется 65 лет. Что вы пожелаете коллегам, заводчанам накануне этой радостной даты?

В.Л.: Пусть наш завод растет и развивается, осваивает новую технику и движется вперед, поддерживая авторитет одного из ведущих предприятий арматуростроения.

Опубликовано в "Вестнике арматуростроителя" №5 (33), 2016 г.

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя» № 5 (33) 2016
Материалы других разделов по тегу ПТПА

Новости по тегу ПТПА

Интервью по тегу ПТПА

Статьи по тегу ПТПА

  • Медиагруппа ARMTORG. Кран шаровой для системы выгрузки полиэтилена Медиагруппа ARMTORG. Кран шаровой для системы выгрузки


    Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию следующую разработку из рубрики Обзор патентов – кран шаровой для системы выгрузки полиэтилена. Автором патента является Кавичева Наталья Валерьевна, а патентообладателем – акционерное общество Пензтяжпр...
  • Медиагруппа ARMTORG. Задвижка шиберная для установки замедленного коксования Медиагруппа ARMTORG. Задвижка шиберная для установки замедленного


    Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию следующую разработку из рубрики Обзор патентов – задвижка шиберная для установки замедленного коксования. Автором патента является Качанин Сергей Евгеньевич, а патентообладателем – акционерное общество П...
  • Итоги 2024 года. ПТПА Итоги 2024 года. ПТПА


    2024 год стал для ПТПА прорывным с точки зрения производства и поставок высокотехнологичной арматуры. Компания получила первые результаты освоения сложной импортозамещающей техники успешно прошла опытная эксплуатация двухходовых кранов для УЗК, отгру...
  • ПТПА. Итоги полугодия 2024 года ПТПА. Итоги полугодия 2024 года


    На ПТПА продолжается реализация долгосрочной стратегии развитии компании, которая была принята еще в 2019 году. В рамках этой стратегии предусмотрен постепенный переход в нишу высокотехнологичной арматуры в различных сегментах рынках....
  • ООО ПТПА Мидл Ист. Р. Шабакаев. Импортозамещение ПТПА шиберные задвижки с расширяющимся шибером ООО ПТПА Мидл Ист. Р. Шабакаев. Импортозамещение


    На АО ПТПА активно ведется освоение новой продукции в рамках проекта по импортозамещению. Сегодня мы хотели бы вам представить арматуру, которая была разработана в 2021 году для установки на шельфовые нефтегазовые добычные платформы. Это задвижки с р...
  • Итоги 2021 года. АО Пензтяжпромарматура Итоги 2021 года. АО Пензтяжпромарматура


    Уважаемые друзья и коллеги Перед вами следующая часть рубрики Итоги 2021 года, которая была представлена в первом выпуске журнала Вестник арматуростроителя. В данном материале речь пойдет о заводе АО Пензтяжпромарматура....

Видео по тегу ПТПА

Арматуростроитель года по тегу ПТПА

  • АО Пензтяжпромарматура АО Пензтяжпромарматура


    Чернышев Александр Анатольевич – генеральный директор АО ПТПА с 2002 года по настоящее время.Родился 25 октября 1971 года в г. Пензе. Работать начал в 1989 году слесарем-инструментальщиком НПО Пензтяжпромарматура. Окончил Пензенский государственный у...
Журнал Вестник Арматуростроителя