Ученые ПНИПУ подобрали устойчивые к водородной коррозии сплавы для покрытия ГУ

Ученые ПНИПУ подобрали устойчивые к водородной коррозии сплавы для покрытия ГУ...

Ученые Пермского национального исследовательского политехнического университета подобрали оптимальные сплавы для покрытия газотурбинных установок, подвергающихся воздействию водорода. Это поможет избежать водородной коррозии, а также позволит улучшить технические и экономические характеристики эксплуатации установок.

«При взаимодействии многих материалов с водородом происходит процесс разрушения - водородная коррозия, которая приводит к снижению механических свойств металла - прочности и пластичности. Материалы же на основе никеля имеют достаточно высокую стойкость к водороду, как при обычных, так и при повышенных температурах. Это обуславливает их выбор как отличное покрытие для газотурбинных установок», - рассказали в вузе, отметив, что эти данные подтвердило исследование ученых ПНИПУ.

Водородная коррозия заключается в реакции между водородом и углеродом стали, в результате которой могут появляться трещины и вздутия. Больше всего этому подвержены сталь, медь и серебро. Возникновение коррозии сплавов зависит от многих факторов. Более устойчивыми к разрушению являются аустенитные хромо-никелевые стали, однако их поведение в водородсодержащей среде до конца не изучено.

Ученые исследовали четыре образца никелевого сплава, которые подвергали различным процессам гидрирования (насыщения водородом), а затем тестировали образцы при 850 градусах Цельсия в среде чистого аргонного газа, в среде с 35% содержания аргона и 65% водорода и, наконец, в среде 100% водорода.

По словам профессора кафедры химических технологий, доктора технических наук ПНИПУ Владимира Пойлова, образцы жаропрочных сплавов загружали в трубчатую печь, затем проводили продувку инертным газом или водородом в течение 15 минут для полного удаления воздуха из зоны реакции. При заданном расходе водорода или водородсодержащего газа нагревали спав до требуемой температуры и выдерживали в течение заданного времени. Чтобы определить, какое количество водорода содержится в образцах, ученые провели их термический анализ.

«Было выяснено, что количество поглощенного водорода составляет от 0,08 до 0,14%, что является допустимым количеством газа в сплаве. Большее насыщение водородом может разрушительно влиять на материал», - отметили ученые, добавив, что полученные данные подтверждают оптимальность использования никелевых сплавов в водородосодержащей среде.

В университете пояснили, что применение таких сплавов в качестве основного материала или покрытия газотурбинных установок перспективно и эффективно. Это позволит улучшить технические и экономические характеристики эксплуатации газотурбинных установок. Статья с результатами исследования опубликована в журнале «EDP Sciences» за 2023 год. Исследование финансировалось Министерством науки и высшего образования РФ.


По материалам nauka.tass.ru

Материалы других разделов по тегу Сплав

Новости по тегу Сплав

  • АО НИКИМТ-Атомстрой проверяет уровень компетенций специалистов МК Сплав в области неразрушающих методов контроля АО НИКИМТ-Атомстрой проверяет уровень компетенций специалистов МК


    С 3 по 7 февраля аттестационный центр НИКИМТ-Атомстрой входит в инжиниринговый дивизион Росатома проводит выездную аттестацию испытателей на герметичность, специалистов отдела технического контроля и испытательной лаборатории МК Сплав....
  • МК Сплав продлила действие сертификата СМК в системе Росатомрегистр до 2026 года МК Сплав продлила действие сертификата СМК в


    Машиностроительная корпорация Сплав продлила действие сертификата СМК в системе Росатомрегистр. Документ подтверждает, что система менеджмента качества Корпорации и входящих в ее состав предприятий соответствует требованиям ISO 9001 2015 в плане обес...
  • Проект наставничества МК Сплав высоко оценили на форумах в Москве и Архангельске Проект наставничества МК Сплав высоко оценили на


    В Машиностроительной Корпорации Сплав активно реализуется система наставничества. В частности, за 45 лет работы завод стал своеобразной кузницей кадров, где происходит непрерывное становление специалистов арматуростроительной отрасли....
  • Машиностроительная Корпорация Сплав подписала соглашение об участии в проекте Профессионалитет Машиностроительная Корпорация Сплав подписала соглашение об участии


    Машиностроительная Корпорация Сплав подписала соглашение с Министерством промышленности и торговли, Минобразования Новгородской области и образовательными организациями о партнерстве в рамках федерального проекта Профессионалитет. Мероприятие осущест...
  • Руководитель представительства ИКАЭЛ в РФ Аккала Раму посетил МК Сплав Руководитель представительства ИКАЭЛ в РФ Аккала Раму


    Руководитель представительства ИКАЭЛ в РФ Аккала Раму Akkala Ramu посетил МК Сплав. Вместе на предприятие прибыли представители АО ВПО ЗАЭС, которое контролирует качество продукции для атомной энергетики, и инжинирингового дивизиона ГК Росатом АО АСЭ...

Статьи по тегу Сплав

  • Сплав, МК. Тюняев В. Е. Криогенная арматура в воздухоразделительных установках МЕНЯТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ где поставить запятую Сплав, МК. Тюняев В. Е. Криогенная арматура


    Сегодня мы затронем вопрос усовершенствования криогенного оборудования, применяемого для работы воздухоразделительных установок далее – ВРУ и их модернизации с учетом новейших технических достижений и производственных потребностей. Для промышленности...
  • Сплав, МК. Краны шаровые нового поколения. С. Л. Мякинин, А. Ф. Лысцев. Сплав, МК. Краны шаровые нового поколения. С.


    Сегодня запорно-предохранительной арматурой, которую производит Корпорация Сплав, оборудована каждая российская атомная станция, а также все зарубежные АЭС, построенные по российским проектам. Стоит отметить один немаловажный факт за весь период рабо...
  • Сплав, МК. Инновационные проекты в области запорно-предохранительной арматуры для вагонов-цистерн и танк-контейнеров Сплав, МК. Инновационные проекты в области запорно-предохранительной


    Транспортировка аммиака и аммиачной продукции занимает одно из ведущих мест на рынке перевозок опасных грузов. Аммиак относят к категории сжиженных газов. Вещество обладает ярко выраженными токсическими свойствами, его перевозка – мероприятие, которо...
Журнал Вестник Арматуростроителя