А.С. Плешков. Электрический и пневматический привод трубопроводной арматуры. Сравнительный анализ эксплуатационных характеристик. Часть 1

А.С. Плешков. Электрический и пневматический привод трубопроводной арматуры. Сравнительный анализ эксплуат...

Электрический и пневматический приводы, или исполнительные механизмы для трубопроводной арматуры, – это два основных типа приводов, используемых в современных системах автоматического управления.

Большинство видов ТПА (затвор поворотный дисковый, шаровый кран, задвижка или клапан) могут быть укомплектованы и успешно эксплуатироваться как с электрическим, так и с пневматическим приводом или пневматическим цилиндром. Выбор типа привода является принципиальным решением, определяющим свойства и характеристики ТПА на всем протяжении жизненного цикла.

В этом материале будут рассмотрены основные характеристики данных типов приводов и проведен сравнительный анализ. Автор надеется, что данный материал позволит потребителю сделать осознанный выбор типа привода, принимая во внимание все очевидные и скрытые нюансы и различия.

Скорость перемещения

Скорость перемещения (перестановки из одного крайнего положения в иное) запорного органа ТПА является одним из определяющих факторов при выборе типа привода. Особенно быстродействие ТПА критично при использовании на трубопроводах, где она призвана перекрытием или открытием проходного сечения предотвратить аварийную ситуацию или минимизировать ее последствия. В стандартном конструктивном исполнении скорость перестановки выходного вала из одного крайнего положения в противоположное у пневматического привода примерно в пять раз быстрее, чем у электрического. Без специального конструктивного исполнения электрического привода, выполненного иначе, чем классическая кинематическая схема «электродвигатель — понижающий редуктор», значительно увеличить скорость у электропривода до сопоставимых с пневмоприводом параметров не получится.

Ряд производителей электроприводов за счет специальных конструктивных решений, таких как использование возвратной пружины, добиваются сопоставимого быстродействия, но это уже не классическая конструкция электропривода, а специальное конструктивное исполнение, зачастую значительно затратнее при производстве.

Частота срабатываний

Электрический двигатель, основной конструктивный элемент электрического привода, имеет ряд присущих ему ограничений. Работа (вращение) и пауза (отсутствие вращения) электродвигателя должны иметь определенную дискретность. Пауза после работы электродвигателя необходима для восстановления номинальной температуры обмоток к исходной температуре после их нагрева при работе.

Режим работы характеризуется ГОСТ Р 52776-2007 (МЭК 60034-1-2004). В общем случае и для простоты понимания примем, что после одного цикла перевода ЗЭл из положения «открыто» в положение «закрыто» необходимо обеспечить три цикла паузы. То есть электропривод должен находиться в состоянии покоя. При скорости перестановки 15 секунд и паузе 45 секунд один полный цикл займет 120 секунд. Соответственно, в час электропривод может осуществить лишь 30 циклов.

Для пневмопривода ограничений по частоте работы не существует. Пневмопривод может работать непрерывно. При стандартном времени хода в 5 секунд пневмопривод за час при непрерывной работе может выполнить 360 циклов. Пауза после цикла пневмоприводу не нужна.

Из вышеприведенных расчетов можно сделать вывод о более высокой цикличности пневмопривода. Вывод: для ТПА, требующей по технологии большого количества циклов в единицу времени, логичнее выбрать пневматический привод.

Частота срабатываний у пневмопривода более чем в 10 раз выше, чем у электропривода, за единицу времени.

Ресурс работы

При высокочастотном режиме работы привода ТПА одним из важнейших критериев выбора становится ресурс. В приведенном выше примере пневматический привод за час совершает 360 циклов. Соответственно, при таком режиме работы за пять дней ТПА и привод совершат порядка 40 000 циклов. Данное количество циклов является предельной наработкой на отказ для электропривода.


В электроприводе существует большое количество сопрягаемых деталей, передающих момент от электродвигателя к выходному валу. Ввиду этого наработка на отказ определяется несколькими десятками тысяч циклов (рис. 1).

В пневматическом приводе наиболее подвержены износу лишь уплотнительные кольца на поршнях. В связи с небольшим количеством сопрягаемых деталей количество циклов до отказа определяется несколькими сотнями тысяч (рис. 2).

Еще одно преимущество пневмопривода заключается в относительной простоте замены уплотнений и сравнительно низкой стоимости ремонта по сравнению с заменой изношенных деталей редуктора электропривода.

Нормально открытый или нормально закрытый

Нередко в технологическом процессе для предотвращения негативных последствий в случае аварийной ситуации требуется, чтобы запорный орган трубопроводной арматуры занял одно из крайних положений. Данное требование должно быть выполнено, несмотря на возможное отсутствие воздействия управляющей среды и командных сигналов от АСУ ТП. Из вышеуказанного требования напрашивается вывод о необходимости предусмотреть либо конструктивное решение в приводе, либо заложить данную возможность в локальной системе управления.

В пневматическом приводе данная функция относительно просто решается установкой возвратных пружин в корпус. В случае отсутствия управляющей среды (давления сжатого воздуха КИП) пружины разжимаются и воздействуют на поршень, что, в свою очередь, приводит к его перемещению и вращению выходного вала (рис. 3).


Реже, но все же встречается схема с так называемой «пневмопружиной». В данном техническом решении при нормальном режиме работы привода используется штатная пневматическая система с воздухом КИП. В случае аварийной ситуации и отсутствия штатного воздуха КИП в системе происходит автоматическое переключение на локальную систему управления. Привод, а как следствие, и запорный элемент ТПА занимают предопределенное крайнее положение за счет воздуха из ресивера локальной системы управления. Свое название — «пневмопружина» — данная система получила за аналогию с физическими пружинами, используемыми в корпусе пневмопривода. Наиболее часто данная система используется в управлении не поворотными приводами, а правоходными пневматическими цилиндрами, в связи со сложностью использования в них классических механических возвратных пружин (рис. 4).

В электрическом приводе решение данной задачи выглядит сравнительно сложнее. Наиболее распространенным решением является установка аккумуляторных источников электрической энергии. При отсутствии штатного напряжения за счет внешних или встроенных в электрический привод батарей происходит аварийное закрытие или открытие привода.

Вывод

Для использования в технологических системах, в которых на ТПА возлагается функция предотвращения аварийной ситуации и для которых критически важна скорость закрытия (или открытия) запорного элемента, применение пневматического привода более оправдано.
Также использование пневматического привода с возвратными пружинами рекомендуется в системах, где необходимо гарантированное перемещение запорного элемента ТПА в предопределенное технологическим процессом положение при прекращении подачи управляющей среды.

В технологических системах с высокой частотой (количеством срабатываний в единицу времени) также использование пневмопривода предпочтительнее.

Продолжение следует.

Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №1 (88)
Материалы других разделов по тегу задвижки

Статьи по тегу задвижки

  • А. Сороченко, специалист компании СКБ ПОБЕДИТ. Станок переносной для шлифования и притирки уплотнительных поверхностей клиновых задвижек СКБ ПОБЕДИТ А. Сороченко, специалист компании СКБ ПОБЕДИТ. Станок


    Шлифовка и притирка являются одними из ключевых этапов восстановления уплотнительных поверхностей в узлах трубопроводной арматуры. Данные операции необходимы для достижения герметичности, поскольку именно они позволяют устранить дефекты и обеспечить ...
  • Медиагруппа ARMTORG. Задвижка шиберная для установки замедленного коксования Медиагруппа ARMTORG. Задвижка шиберная для установки замедленного


    Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию следующую разработку из рубрики Обзор патентов – задвижка шиберная для установки замедленного коксования. Автором патента является Качанин Сергей Евгеньевич, а патентообладателем – акционерное общество П...
  • О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Задвижки О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Задвижки


    Грег Джонсон, являющийся президентом американской компании United Valve Хьюстон и пишущим редактором арматурного журнала VALVE Magazine, председатель комитета по организации и проведению мероприятий Американской ассоциации производителей трубопроводн...
  • О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Виды и типы арматуры О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Виды и


    Остановка потока – запорная арматура предназначена для работы в полностью открытом или полностью закрытом положении. В сложных условиях эксплуатации эта арматура часто снабжается пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом....
  • А. Сороченко, специалист компании СКБ ПОБЕДИТ. Оборудование для ремонта клиновых задвижек и предохранительных клапанов А. Сороченко, специалист компании СКБ ПОБЕДИТ. Оборудование


    В процессе эксплуатации трубопроводной арматуры узлы и детали неизбежно подвергаются износу, что в свою очередь приводит к необходимости проведения ремонта. Основные причины, вызывающие такой износ, могут варьироваться, однако наиболее распространенн...

Новости по тегу задвижки

Интервью по тегу задвижки

  • ВАРК, ООО. Компания ВАРК динамично движется вперед Интервью с Жаркевичем Андреем Александровичем, коммерческим директором ВАРК, ООО. Компания ВАРК динамично движется вперед


    Уважаемые читатели, мы продолжаем публикацию интервью с представителями арматуростроительной отрасли, еще больше рассказывая об их достижениях, о планах производства, компании. В этом интервью мы подводим итоги 2019 года совместно с компанией ВАРК....
  • Вектор-Р, ООО. В нашей работе самое главное не торопиться, но и не отставать Интервью с Евгением Павловичем Владовским, генеральным директором Вектор-Р, ООО. В нашей работе самое главное


    Дорогие коллеги, наше издание постоянно опрашивает экспертов о тенденциях развития рынка трубопроводной арматуры и последних изменениях в его работе. Особенно интересна ситуация на рынке газового снабжения и распределительных газовых сетей, т. к. име...
  • Воткинский завод, ТД. Интервью с начальником отдела нефтегазового оборудования Ю. Н. Третьяковым Воткинский завод, ТД. Интервью с начальником отдела


    Довольно часто на выставках и отраслевых мероприятиях нас спрашивают кто из российских арматуростроителей сегодня занимается импортозамещением в области запорной арматуры для нефтегазовой и нефтехимической отраслей И какие преимущества сегодня есть у...

Архив по тегу задвижки

  • Вестник арматуростроителя, №4 85 Вестник арматуростроителя, №4 85


    Уважаемые друзья и коллеги Представляем вашему вниманию электронную версию четвертого выпуска журнала Вестник арматуростроителя В интервью номера опубликована беседа с генеральным директором ООО ПТПА-Партнер Егором Чернышевым. Мы поговорили о новой п...
  • Вестник арматуростроителя, №3 84 Вестник арматуростроителя, №3 84


    Медиагруппа ARMTORG с радостью сообщает о том, что рассылка третьего выпуска журнала Вестник арматуростроителя успешно завершилась. Теперь он доступен к электронному просмотру и скачиванию.В интервью номера представлена беседа с генеральным директоро...
  • Вестник арматуростроителя, №2 83 Вестник арматуростроителя, №2 83


    Уважаемые друзья и коллеги Представляем вашему вниманию электронную версию второго выпуска журнала Вестник арматуростроителя, в котором собраны все самые актуальные темы и вопросы рынка трубопроводной арматуры.В интервью номера представлена беседа с ...
  • Вестник арматуростроителя, №1 82 Вестник арматуростроителя, №1 82


    Медиагруппа ARMTORG с радостью сообщает о том, что рассылка первого в 2024 году выпуска журнала Вестник арматуростроителя успешно завершилась. Теперь он доступен к электронному просмотру и скачиванию.В интервью номера представлена беседа с учредителе...
  • Вестник арматуростроителя, №5 80 Вестник арматуростроителя, №5 80


    Уважаемые друзья и коллеги Представляем вашему вниманию электронную версию пятого выпуска журнала Вестник арматуростроителя, в котором собраны все самые актуальные темы и вопросы рынка трубопроводной арматуры.В новом выпуске традиционно представлены ...
  • Вестник арматуростроителя, №4 79 Вестник арматуростроителя, №4 79


    Медиагруппа ARMTORG с радостью сообщает о том, что рассылка нового, четвертого, номера журнала Вестник арматуростроителя успешно завершилась. Теперь он доступен к электронному просмотру и скачиванию.В следующем выпуске представлены продолжения таких ...

Видео по тегу задвижки

Арматуростроитель года по тегу задвижки

  • НПАА НПАА


    Олег Николаевич Шпаков родился в 1933 году. В 1951 году поступил на инженерный факультет Ленинградского пограничного высшего военно-морского училища и в 1957 году окончил его, получив диплом с отличием. После окончания училища служил на пограничном с...
  • ООО ИндуТех ООО ИндуТех


    Плешков Андрей Сергеевич в 2003 году получил высшее образование по специальности инженер-электрик и затем дополнительное образование со степенью магистра экономики.После окончания университета в течение 5 лет занимался эксплуатацией и модернизацией Т...

Фото по тегу задвижки

  • Valve World Expo 2024 Германия Valve World Expo 2024 Германия


    Медиагруппа ARMTORG предлагает к просмотру фоторепортаж с выставки Valve World Expo 2024. Мероприятие проходит с 3 по 5 декабря 2024 года в Дюссельдорфе Германия. Специальный корреспондент медиагруппы ARMTORG Марк Ефимов посетил выставку, а также пре...
  • IFAT 2024 Германия IFAT 2024 Германия


    Медиагруппа ARMTORG предлагает к просмотру фоторепортаж с международной выставки технологий водоочистки, водоподготовки, переработки и утилизации отходов IFAT 2024. Мероприятие проходит с 13 по 17 мая в Мюнхене Германия. Специальный корреспондент мед...
  • VALVE WORLD 2022. Фоторепортаж медиагруппы ARMTORG VALVE WORLD 2022. Фоторепортаж медиагруппы ARMTORG


    С 29 ноября по 1 декабря в Дюссельдорфе Германия проходит 12-я международная выставка и конференция VALVE WORLD 2022. Медиагруппа ARMTORG посетила выставку и предлагает к просмотру фоторепортаж с места событий.Valve World в переводе Мир арматуры – вы...
  • Газ. Нефть. Технологии-2021 Газ. Нефть. Технологии-2021


    Медиагруппа ARMTORG представляет вашему вниманию эксклюзивный фоторепортаж с 29-й международной специализированной выставки Газ. Нефть. Технологии, которая проводится в Уфе совместно с Российским нефтегазохимическим форумом.События представляют собой...
Журнал Вестник Арматуростроителя