ЧелябинскСпецГражданСтрой, ООО. Финаева Е. Казусы эксплуатации. Часть II. Возможные отказы и причины выхода из строя шаровых кранов с приводными устройствами

ЧелябинскСпецГражданСтрой, ООО. Финаева Е. Казусы эксплуатации. Часть II. Возможные отказы и причины выхо...

При эксплуатации трубопроводной арматуры, оснащенной приводными устройствами, нередко возникают проблемы, связанные с некорректной работой крана, которые могут привести к сокращению срока службы или нарушению герметичности арматуры. Рассмотрим основные проблемы функционирования при эксплуатации запорной арматуры с приводными устройствами и причины, приводящие к ним.

Проблема 1. «Недооткрытие» и «недозакрытие» кранов и, как следствие, работа в дросселирующем режиме

Данный режим работы запорной арматуры подразумевает регулирование потока посредством изменения проходного сечения в арматуре. Для данного режима работы должна использоваться специальная запорная арматура, которая характеризуется особой формой проходного отверстия в шаровой пробке для более плавного регулирования потока и уплотнения шаровой пробки, которое имеет повышенные характеристики по износостойкости и прочности, обеспечивающей требуемый срок службы изделия с сохранением работоспособности. При работе в таком режиме запорной арматуры, предназначенной для перекрытия потока, происходит быстрое вымывание уплотнения шаровой пробки частицами примесей в рабочей среде, что приводит к нарушению герметичности крана.

При недозакрытии крана также происходит работа в дросселирующем режиме, которая усугубляется невозможностью полностью перекрыть поток рабочей среды. То есть при срочном аварийном отключении перекрыть поток таким запорным устройством не представляется возможным.

Причинами возникновения данного вида некорректной работы крана являются:

1.1. Неправильная настройка привода. При установке приводных устройств на запорную арматуру обязательным этапом является регулировка положения «открыто/закрыто», так как углы работы арматуры и привода могут не совпадать.

1.2. Незакрепленный привод на кране. При транспортировке или эксплуатации слабая затяжка болтов крепления приведет к нарушению настройки по причине наличия зазора между монтажными отверстиями и фиксирующими болтами.

1.3. Регулировка привода на арматуре, смонтированной на трубопроводе. Регулировка привода в заводских условиях является более точной по причине возможности визуального контроля положения шаровой пробки, а также проведения испытаний на герметичность. В случае, когда кран уже смонтирован на трубопровод, регулировка производится на глаз.

1.4. Снятие привода с арматуры, имеющей заводскую настройку положения «открыто/закрыто», с последующей установкой и эксплуатацией без новой настройки. При монтаже запорной арматуры на трубопровод зачастую для удобства проведения монтажных, покрасочных и других работ привод снимается с крана. При установке привода на арматуру без повторной настройки получим случай, аналогичный п. 1.2. Еще одним вариантом является демонтаж приводов с двух кранов с последующей установкой на «неродной» кран. В этом случае эффект «недооткрытия-недозакрытия» может быть еще более ярко выражен.

Проблема 2. Отказ вследствие смятия или среза переходника

2.1. Неправильная настройка концевиков привода. Как указано в п. 1.1, обязательным этапом является регулировка положения «открыто/закрыто», если при этом запорная арматура имеет собственный ограничитель движения поворота, то при неправильной настройке привода в момент «закрытия/открытия» крана произойдет деформация либо полное смятие переходника «привод-арматура». При монтаже запорной арматуры и приводного устройства по отдельности в состоянии поставки с завода необходимо учитывать, что шаровые краны поставляются в положении «открыто», а приводные устройства — в положении «закрыто». Поэтому перед монтажом и настройкой обязательными являются проверка и приведение запорной арматуры и приводного устройства в положение «открыто».

2.2. Избыточный крутящий момент в кране. При работе запорной арматуры с предустановленным приводом самым уязвимым местом является переходник, передающий крутящий момент с привода на арматуру. По своим прочностным характеристикам он должен обеспечивать передачу крутящего момента, по величине равного крутящему моменту срыва данного крана с запасом минимум 20%. При возникновении избыточного крутящего момента, вызванного внешними (перекос трубопровода) либо внутренними (превышение давления, карстовые отложения на шаровой пробке и прочее) условиями, также произойдет смятие или срез переходника.

Выводы

Резюмируя вышесказанное, для правильной и безотказной работы трубопроводной арматуры с предустановленным приводным устройством необходимо четко следовать инструкциям по монтажу и руководству по эксплуатации трубопроводной арматуры.

И еще несколько слов:

- арматура с предустановленным приводом должна настраиваться на заводе-изготовителе;

- нельзя снимать и устанавливать привод, не проводя повторную настройку положения «открыто/закрыто»;

- нельзя проводить настройку привода на смонтированном в трубопровод кране, потому что вы не сможете обеспечить требуемую точность настройки;

- необходимо проверять, затянуты ли болты крепления привода на арматуре.

Продолжение следует.

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя» № 6 (41) 2017
Материалы других разделов по тегу опыт эксплуатации

Статьи по тегу опыт эксплуатации

  • П. А. Гилепп, технический директор ООО Паровые системы. Как выбрать тип конденсатоотводчика. Часть 2 П. А. Гилепп, технический директор ООО Паровые


    Необходимо, чтобы перед выбором того или иного типа конденсатоотводчика пользователь изучил не только принципы работы конденсатоотводчиков. Важно также понимание процесса, для которого планируется применить конденсатоотводчик. Только в таком случае м...
  • Медиагруппа ARMTORG.  Лысов Н.Е. Контроль положения затвора на примере шаровых кранов. Особенности конструкций и эксплуатации Медиагруппа ARMTORG. Лысов Н.Е. Контроль положения


    Уважаемые читатели Мы долго размышляли над тем, каким образом привнести в наши материалы прикладной смысл. Беседуя с конечными потребителями техническими специалистами, ответственными за эксплуатацию трубопроводных систем, проектировщиками, монтажник...
  • Техподдержка, ООО. Асеев О.И. Библиотека арматуростроителя Арматура предохранительная. Выбор, установка и расчет Техподдержка, ООО. Асеев О.И. Библиотека арматуростроителя Арматура


    Автор проработал в отрасли арматуростроения 25 лет, из которых 14 лет занимался проектированием и внедрением предохранительной арматуры. За время работы на руководящих должностях промышленных предприятий занимался проблемами развития и усовершенствов...
  • Повышение надежности и безопасности эксплуатации задвижек ЗКС от ОАО Торговый дом Воткинский завод Повышение надежности и безопасности эксплуатации задвижек ЗКС


    Главное преимущество нашей компании – оперативное реагирование на требования рынка. Вторым, не менее важным нашим преимуществом являются сжатые сроки поставки....
  • Шокало В. М. Повышение наработки на отказ сальниковых компенсаторов любых параметров Шокало В. М. Повышение наработки на отказ


    Данная статья адресована специалистам арматуростроительной отрасли, Минэнерго РФ, хозяйствующим субъектам энергетики, изготовителям теплосилового оборудования, проектировщикам, монтажникам и эксплуатационникам ТЭС....
  • Паровые системы, ООО. Гилепп П. А. Эволюция механических конденсатоотводчиков Паровые системы, ООО. Гилепп П. А. Эволюция


    Развитие и совершенствование конструкций конденсатоотводчиков, как и других типов трубопроводной арматуры, обусловлены в первую очередь потребностью в такой эволюции....

Интервью по тегу опыт эксплуатации

  • Торговый Дом Енисейпром, ООО.  Торговый Дом Енисейпром успешно вывел на рынок собственный бренд трубопроводной арматуры – ЕНИСЕЙ Интервью с Михаилом Александровичем Афоничевым, генеральным директором Торговый Дом Енисейпром, ООО. Торговый Дом


    Уважаемые читатели Продолжая серию интервью с руководителями заводов, компаний арматуростроительной отрасли, мы стараемся не упускать возможности по истечении некоторого времени встретиться с ними вновь, чтобы узнать, что изменилось в компании, в как...
  • Сварка ЭС, ООО. Суперсплавы анатомия вопроса. Интервью с Игорем Игоревичем Боярским, специалистом отдела износостойких технологий Сварка ЭС, ООО. Суперсплавы анатомия вопроса. Интервью


    В.А. Здравствуйте, Игорь Игоревич В самом начале нашей беседы расскажите, пожалуйста, об основном направлении деятельности компании Сварка ЭС в России. Кто на сегодняшний день является вашим конечным потребителем...
  • АО РНГ. Интервью с начальником УМТС Виталием Викторовичем Туником АО РНГ. Интервью с начальником УМТС Виталием


    АО РНГ — независимая российская компания, работающая на нефтегазовом рынке. Предприятие разрабатывает уникальные месторождения нефти и газа в Восточной Сибири, используя современные инновационные технологии и привлекая крупнейших международных и росс...
  • Производственное объединение ВИТ-Техгаз. Интервью с директором по маркетингу Сергеем Владимировичем Зубковым Производственное объединение ВИТ-Техгаз. Интервью с директором по


    Производственное объединение ВИТ-Техгаз специализируется на производстве газорегуляторных пунктов, производстве котельных установок различного типа и под различные типы топлива и выпуске комплектующих для газорегулирующей арматуры байпасных частей, р...
Журнал Вестник Арматуростроителя