НПАА. Шпаков О.Н. Участие арматуростроителей в Великой Отечественной войне

НПАА. Шпаков О.Н. Участие арматуростроителей в Великой Отечественной войне...

В предвоенные годы создание и производство трубопроводной арматуры было возложено на Главармалит, входящий в Народный Комитет тяжелой промышленности Советского Союза. В состав Главармалита были включены Проектноконструкторская контора (ПКК), носившая название «Армконструктор» и 29 предприятий, в т. ч. 9 специализированных арматурных заводов. С началом войны Главармалит был подчинен Народному Комиссариату минного вооружения. Часть заводов была законсервирована, а ИТР и рабочие чаще всего добровольно ушли в армию (в партизаны), переведены на другие предприятия, часть – эвакуирована. ПКК была эвакуирована из Ленинграда в Пензу. Заводы Наркомата обеспечивали Красную армию миллионами снарядов, мин и другими боеприпасами.

Руководство страны решило неотложные задачи: эвакуация как гигантский сдвиг промышленности на восток и перераспределение производственных мощностей в пользу восточных районов; мобилизация – перестройка всей промышленности на производство военной продукции (тотальное изменение производственного профиля предприятий и номенклатуры); создание массового специализированного производства вооружений, благодаря чему в 1943 г. был достигнут резкий рост военной продукции; ускоренное внедрение в промышленность перспективных образцов вооружения, созданных еще до войны, при их последующей модернизации; усиление связки НИИ-КБ – промышленность – армия.

Рабочие места заняли женщины и подростки. Ученики фабрично-заводских училищ в приказном порядке зачислены рабочими. Для невысоких подростков сделаны подмостки около станков (рис. 1).

На заводах многого привычного – сырья, но транспорта не хватало, приходилось обходиться тем, что нашлось (рис. 2).

Потребность в арматуре в годы войны оставалась. Нужно было к разворачиваемым на востоке заводам подвести воду, сжатый воздух, обустроить канализацию. Арматурные предприятия наряду с производством мин и снарядов изготавливали арматуру. Создавались и новые предприятия. В 1941 г. был учрежден Пензенский арматурный завод, на заводе было организовано производство чугунных мин до 50 000 штук в месяц, а также был освоен выпуск отливок и насосов для бензозаправщиков, кранов для танков, противопожарного оборудования. Стекольный завод в Гусь-Хрустальном в 1942 г. изготовил первую задвижку Лудло. Арматурный завод выпускал для фронта мины калибра 82 мм, гранаты-лимонки.

В первые годы войны Георгиевский арматурный завод увеличил выпуск арматуры. В сентябре 1942 г. в рабочем поселке Венюково Лопасненского района Московской области на базе механического завода № 507 решением Госкомитета обороны организовывается завод энергетической арматуры. Завод ориентировался на изготовление теплоэнергетической арматуры на Ру 64 кгс/см2. Номенклатура изделий составляла до двадцати типоразмеров. Уже через несколько лет Венюковский арматурный завод станет крупнейшим в арматуростроении и будет проектировать и изготовлять арматуру на высокие и сверхвысокие параметры для тепловых электростанций. С 21 декабря 1976 г. Венюковский арматурный завод стал называться «Чеховский завод энергетического машиностроения» (ЧЗЭМ).

С 1942 г. начал производство арматуры Благовещенский арматурный завод – одно из старейших предприятий Башкирии (основан в 1756 г.). С объявлением мобилизации на фронт ушло большинство квалифицированных рабочих завода. На освободившиеся места встали женщины, подростки 14-16 лет, учащиеся ФЗУ. Рабочий день для взрослых был 12 часов, для подростков – 8 часов. В цехах было темно, зимой холодно, обеды плохие. Но была установлена жесточайшая трудовая дисциплина, вплоть до применения к ее нарушителям (прогулы, опоздания, самовольный уход с работы и т. п.) мер судебной ответственности. Арматурные заводы изготавливали миллионы снарядов и мин (рис. 3).

В августе 1941 г. завод имени Лепсе отгрузил первую партию заготовок для снарядов. Месячный план составлял 15 тысяч снарядов. Производство снарядов не было простой задачей. Старейший металлург завода Матвей Григорьевич Дерябин вспоминал: «Вы знаете, чем занимался до войны наш завод имени Лепсе? Арматурой! А цех серого чугуна специализировался на фановом литье: это всякие детали для водопровода. Сантиметр туда, миллиметр сюда: толще, тоньше – лишь бы побольше. И вдруг – снарядная заготовка! Небывало жесткие требования. Вот так: сотую долю процента серы шихта переберет, к примеру, и все – идет в брак. А литейщики знают: даже в одной плавке может получиться разный металл, завалки-то в вагранке идут слоями... К чему это ведет? Вот к чему. Снаряд из такого чугуна или прямо в стволе может обратиться в пыль, или развалится при взрыве всего на несколько кусков. А от нас требовали – военпреды – они головой отвечали за качество – чтобы снаряды из этого сталистого чугуна давали положенное число осколков определенных размеров и никаких отклонений».

Стране требовалась арматура для нефтяной промышленности. Великую Отечественную называют войной моторов. Армады техники – танки, самолеты, корабли, машины, участвующие в боевых действиях и в тылу, требовали миллионы тонн горючего и смазочных материалов, а их давала только нефть. Горючее становится одним из факторов, определяющих боеспособность армии.

Нефть надо добывать, перерабатывать, для этого необходимо соответствующее оборудование, но крупная машиностроительная промышленность страны производила в основном оружие и военную технику. Для изготовления нефтяного оборудования на Благовещенский завод был эвакуирован Туапсинский завод. Война требовала от нефтяной промышленности страны все больше и больше продуктов переработки нефти, а она в свою очередь все больше и больше нуждалась в арматуре. На заводе сокращается военный заказ и заменяется нефтяным оборудованием, входящем в номенклатуру Туапсинского завода: паровыми котлами, теплофикационными установками, чугунными трубами, задвижками, вентилями высокого давления и т. д. С полным основанием 1942 г. можно считать годом начала освоения на заводе нефтяного машиностроения, первым годом арматурного производства.

Заменившим мужчин женщинам (рис. 4) и подросткам приходилось тяжело. Долгий рабочий день, скудное питание, отсутствие выходных, накапливающаяся усталость, все это ложилось тяжелым грузом на хрупкие плечи. Многие работницы осваивали чисто мужские профессии.

«На заводе имени Лепсе одну из смен на плавильной участке возглавила двадцатидвухлетняя Катя Александрова, единственная женщина-вагранщик в мире, – рассказывает М.Г. Дерябин.И на других заводах были литейщицы. Загрузки, подготовка формы, сушка вагранки – все это в блокаду женщины делали. Но открывать и закрывать летку, из которой бьет струя жидкого чугуна – на это отважилась только Катя».

Сегодня мы с огромной благодарностью помним не только о героических бойцах Красной армии, но также о тех, кто своей жизнью, трудом, самоотверженностью обеспечил победу в самой страшной в истории войне.

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 3 (59) 2020
Материалы других разделов по тегу История

Интервью по тегу История

  • Авангард, ГК.  Наш завод – достаточно гибкое и не стереотипное предприятие. Интервью с Резником Александром Геннадиевичем, генеральным директором Авангард, ГК. Наш завод – достаточно


    Дорогие коллеги, наш журнал регулярно освещает деятельность российских машиностроительных заводов, в т. ч. молодых производств, доля присутствия которых на рынке трубопроводной арматуры весьма внушительна. САЗ Аванград уже для всех ассоциируется как ...
  • МКТ-АСДМ. А. Л. Шанаурин, заслуженный изобретатель России МКТ-АСДМ. А. Л. Шанаурин, заслуженный изобретатель России


    Конструкторскую деятельность я начал в 1957 году после окончания Ирбитского мотоциклетного техникума, это на моей Родине в городе Ирбите Свердловской области. А после окончания Уральского политехнического института им. С. М. Кирова конструкторская ра...

Статьи по тегу История

  • Ю. Логанов, генеральный директор АО МосЦКБА. Жизнь замечательных людей. То ли очерк, то ли рассказ Ю. Логанов, генеральный директор АО МосЦКБА. Жизнь


    Я всегда утверждал, что Москва – это большая деревня, где все друг друга знают. По крайней мере так сложилась моя жизнь, что мне довелось пересечься, а порой даже пообщаться, с некоторыми знаковыми людьми нашей современности. О трех таких эпизодах св...
  • A. Гасимов, журналист-обозреватель. Сколько воды утекло A. Гасимов, журналист-обозреватель. Сколько воды утекло


    История возникновения трубопроводной арматуры теряется в веках и даже тысячелетиях. Исследователи продолжают спорить о том, какая цивилизация первой изобрела водопроводную и водоотводную систему....
  • Латрицкая Ю. А. и Авдонина Т. В. ПКТБА 60 лет Латрицкая Ю. А. и Авдонина Т. В.


    История предприятия начинается с 1962 года, когда ПКТБА было филиалом ленинградского Центрального конструкторского бюро арматуростроения. Основной задачей коллектива из 52 специалистов была разработка трубопроводной арматуры для нефтегазовой промышле...
  • Profactor Armaturen GmbH. А. Гасимов. Восхождение нефти, или кто подлил масла в огонь технической революции Profactor Armaturen GmbH. А. Гасимов. Восхождение нефти,


    По сведениям Hütte немецкой справочной книги для инженеров, архитекторов, механиков и студентов, все элементы газо-, паро- и водопроводной арматуры до начала ХХ века прошли несколько этапов эволюции. В этом сложном процессе сыграли важную роль горючи...
  • Profactor Armaturen GmbH. Густав Райш. Труба из сшитого полиэтилена история появления и выхода на российский рынок Profactor Armaturen GmbH. Густав Райш. Труба из


    ...
Журнал Вестник Арматуростроителя