ООО «Паровые системы». Гилепп П. А. Скорость пара

ООО «Паровые системы». Гилепп П. А. Скорость пара...

Скорость научно-технического прогресса напрямую влияет на нашу жизнь в долгосрочной перспективе. Скорость принятия решений важна при выполнении задач повседневной деятельности. Но говорим мы про пароконденсатные системы, где одной из ключевых характеристик является скорость пара.

При выборе диаметра паропровода важным критерием является скорость пара. Именно на нее ориентируются при расчете диаметра в первую очередь. Согласно действующим нормам и правилам, величина скорости пара регламентируется в следующих пределах:

«Диаметры трубопроводов пара следует принимать исходя из максимальных часовых расчетных расходов теплоносителя и допускаемых потерь давления. При этом скорости теплоносителя должны быть не более: для перегретого пара при диаметре труб, мм:

• до 200-40 м/с;
• свыше 200-70 м/с; для насыщенного пара при диаметре труб, мм:
• до 200-30 м/с;
• свыше 200-60 м/с».

На эти цифры и следует ориентироваться при расчете скорости. Но это вовсе не означает что во всех случаях необходимо придерживаться скорости, максимально приближенной к указанным ограничениям. Кроме скорости пара, есть еще критерий потерь давления на длине участка рассматриваемого трубопровода. Если выбранный диаметр подходит по скорости, но не подходит по потерям давления, то следует выбрать трубу большего диаметра. Скоростью в данном случае можно пренебречь в пользу приемлемых потерь давления. Обычно фактор потерь давления выходит на первый план при расчете протяженных паропроводов.

Чем чревата слишком высокая скорость? Повышенным износом трубы, вибрацией и шумом. Паропровод, который шумит, как реактивный двигатель, и вибрирует, как мотор, – это опасный паропровод. Пар имеет более высокую плотность, чем, например, сжатый воздух и другие газы. Поэтому высокая скорость вызывает более интенсивный износ труб. Во влажном насыщенном паре присутствует конденсат в виде капельной влаги.

Мелкие капли летят в потоке пара. Влага может работать как абразив на высоких скоростях, что лишь увеличивает риски износа. Уязвимыми участками являются отводы, тройники, переходы, а также седла запорной и регулирующей арматуры (рис. 1). На элементах трубопроводов появляются свищи (рис. 2). При слишком высокой скорости пара улавливающие карманы с конденсатоотводчиками для дренажа конденсата не будут работать в полной мере. Это существенно повышает риски гидроударов. Гидроудар, пожалуй, самое страшное, что может случиться с паропроводом.

Существует мнение, что в любом случае скорость пара не должна превышать 30 м/с. Даже на паропроводах большого диаметра. В пользу этого приводятся популярные таблицы скоростей пара из популярных учебников иностранных производителей трубопроводной арматуры. Они содержат большое количество полезной информации.

Но, как и всегда, следует включать голову и не доверять слепо всему, что написано, даже в таких учебниках, без оглядки на реальность. Разумеется, не будет прямой ошибкой пользоваться рекомендацией соблюдать скорость 30 м/с всегда. Однако такой подход может оказаться в ряде случаев очень нерациональным. И вот почему.

Например, необходимо рассчитать диаметр паропровода длиной 100 метров для транспортировки 38 т/ч насыщенного пара с давлением 6 бар изб. Первоначально принимаем рекомендацию не выходить за пределы 30 м/с. Воспользовавшись специализированным калькулятором, получаем диаметр Ду400 (рис. 3). Расчетные потери давления незначительные, скорость списывается в ограничение 30 м/с.

Строительство крупного паропровода – это весьма дорогостоящее мероприятие, которое по стоимости может в несколько раз превышать аналогичные работы для паропровода меньшего диаметра. Земляные работы для строительства опор, сами опоры, монтаж, окраска, нанесение теплоизоляции и пр. Проверим, какой же диаметр получится для скорости 60 м/с. Оказалось, Ду250 (рис. 4). Потери давления при этом составили 0,29 бар. Глядя на эту цифру, трудно сказать, велика она или мала. Требуется больше информации об объекте.

Самое время обратиться к параметрам технологического процесса, для которого предназначен этот пар. Может оказаться, что на потребителе присутствует один или несколько редукционных клапанов, которые и так снижают давление перед потребителями. Это дает понимание, что потери 0,28 бар вовсе не являются критичными. Далее может оказаться, что расход 38 т/ч – это пиковый расход в самое холодное время в году. Понимаем, что такие периоды обычно длятся несколько дней или недель, и очевидно, что опасаться эрозии не стоит. Она просто не успеет проявить себя на такой короткий период. Запорная арматура Ду400 стоит в несколько раз дороже арматуры Ду250 как в закупке, так и в обслуживании. В данном случае не будет никаких проблем применить паропровод Ду250. Юридически и технически ошибки не будет. Экономика строительства и последующей эксплуатации только выиграет.

Другая ситуация, если технологический процесс работает именно на давлении 6 бар и никаких редукционных клапанов перед потребителями не предусмотрено. А также если расход пара 38 т/ч является номинальным расходом с минимальными отклонениями. В таком случае очевидно, что скорость пара 54 м/с будет слишком высокой. В данном случае следует применить паропровод большего диаметра, чем Ду250.

Как мы видим, разница между Ду250 и Ду400 слишком высока, чтобы ее игнорировать. Конечно, если бы шла речь о сравнении Ду15 и Ду25, сомнений и раздумий было бы меньше. Как, впрочем, и цена ошибки тоже была бы незначительной величиной.

Как мы упомянули выше, одного учета скорости пара недостаточно, особенно если мы рассчитываем паропроводы, более протяженные, чем несколько метров или десятков метров. Не менее важным параметром является критерий потерь давления, упомянутый выше.

Рассмотрим задачу более детально. На рис. 3 и 4 последняя строка называется «эквивалентная длина прямого участка трубы». Смысл этого понятия в том, что обычно фактически паропровод является прямым только на участках до нескольких десятков метров. Участки могут быть и длиннее, если для компенсации температурных расширений применены сильфонные компенсаторы. На практике их не часто встретишь. Чаще компенсацию расширений выполняют при помощи П-образных форм. Один П-образный компенсатор состоит из четырех поворотов трубы.

Прокладка любых трубопроводов так же редко имеет лишь прямое направление. Конечно, могут быть повороты в разные стороны и под разными углами. Чаще всего это прямые или тупые углы. Это добавляет количество отводов. Необходимо учитывать количество отводов. Если на паропроводе имеются отводы, эквивалентная длина паропровода вырастет. По сути, эквивалентная длина – это длина прямого участка, на котором создаются такие же потери давления, что на паропроводе непрямой формы с установленной запорной арматурой. Это понятийный термин.

Препятствиями являются не только упомянутые отводы. Запорная арматура и обратные клапаны, разумеется, тоже создают дополнительные потери давления. Наибольшие потери создают клапаны с изменяемым направлением (искривлением) потока, например седельные вентили. Полнопроходная арматура, такая как шаровые краны или задвижки, почти не дает потерь.

Предположим, что на нашем паропроводе Ду250 установлена запорная арматура в начале и конце 100-метрового участка, один обратный клапан и один П-образный компенсатор с четырьмя отводами 90 градусов в своем составе (рис. 5). Результат расчета изменился (рис. 6). Потери давления возросли в несколько раз.

Эквивалентная длина прямого участка составила чуть более 400 м при фактической длине трубы 100 м. Вывод очевидный. При расчете протяженных участков паропровода необходимо учитывать все элементы, влияющие на поток, которые на нем расположены. Это как навесное оборудование, так и элементы трубопроводов. В противном случае расчет может оказаться очень далек от реальности.

Какие потери давления являются большими, какие малыми? Следует ориентироваться на параметры пара, которые должен получить потребитель на хвосте паропровода, и на требования к технологическому процессу. Колебания давления пара на источнике могут учитываться и приниматься потребителем, даже если речь идет о колебаниях ±1 бар. Однако есть технологические процессы с высокими требованиями, и каждая десятая доля давления на счету. Тут все зависит от реальных требований к конкретной паровой системе.

Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №4 (73)
Материалы других разделов по тегу Запорная арматура

Новости по тегу Запорная арматура

Статьи по тегу Запорная арматура

  • О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Клапаны О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Клапаны


    В ГОСТ 24856-2014 приводятся следующие термины и определения Клапан вентиль – тип арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент перемещается параллельно оси потока рабочей среды....
  • П.А. Гилепп, технический директор ООО Паровые системы. Обводные линии П.А. Гилепп, технический директор ООО Паровые системы.


    Расположенные на трубопроводах автоматические клапаны, такие как паровые редукционные, электромагнитные, регулирующие клапаны с приводом, а также конденсатоотводчики могут оснащаться байпасом. Фокус внимания проектировщика и конечного пользователя об...
  • О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Виды и типы арматуры О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Виды и


    Остановка потока – запорная арматура предназначена для работы в полностью открытом или полностью закрытом положении. В сложных условиях эксплуатации эта арматура часто снабжается пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом....
  • И.В. Воронкова, партнер АБ Казаков и партнеры. Стандарт кранов шаровых – межгосударственный или национальный что в приоритете Последствия введения нового ГОСТа для рынка новостроек И.В. Воронкова, партнер АБ Казаков и партнеры.


    Президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить граждан жильем площадью не менее 33 кв. м на человека к 2030 году. Ожидаемо, что темпы строительства также будут набирать обороты, а конкуренты на рынке оборудования уже сейчас обдумывают, ка...
  • Н.Д. Феклин, С.А. Медведчук. Универсальный комплекс производства отливок запорной арматуры КСП Н.Д. Феклин, С.А. Медведчук. Универсальный комплекс производства


    Потребность в запорной арматуре, используемой практически во всех отраслях промышленности при разнообразных условиях ее эксплуатации, привела к образованию множества специализированных предприятий для их производства. Основой для изготовления задвиже...
  • А. С. Плешков. Пневматический привод и пневматический цилиндр для ТПА. Особенности автоматизации А. С. Плешков. Пневматический привод и


    Пневматические привода и пневматический цилиндр являются одними из наиболее популярных и востребованных исполнительных механизмов для трубопроводной арматуры. На ряде объектов данный тип исполнительных механизмов составляет до 90 от всех типов привод...

Видео по тегу Запорная арматура

Архив по тегу Запорная арматура

  • Вестник арматуростроителя, №1 88 Вестник арматуростроителя, №1 88


    Уважаемые коллеги и друзья Медиагруппа ARMTORG с радостью сообщает о том, что рассылка первого в 2025 году выпуска журнала Вестник арматуростроителя успешно завершилась. Теперь он доступен к электронному просмотру и скачиванию.Маргарита Мориц предста...
  • Вестник арматуростроителя, Спецвыпуск 69 Вестник арматуростроителя, Спецвыпуск 69


    Дорогие друзья Перед вами специальный выпуск журнала Вестник арматуростроителя, посвященный небольшому юбилею – 15-летию медиагруппы ARMTORG. С сегодняшнего дня он доступен для онлайн-просмотра и скачивания.В данном номере мы собрали специальные мате...
  • Вестник арматуростроителя, № 4 66 Вестник арматуростроителя, № 4 66


    Для онлайн-просмотра и скачивания стал доступен новый выпуск журнала Вестник арматуростроителя № 4 66. В нем представлены итоги производственной деятельности арматурных заводов в первом полугодии 2021 года в цифрах, новые решения в отрасли и многое д...
  • Вестник арматуростроителя, № 3 65 Вестник арматуростроителя, № 3 65


    Рассылка свежего, третьего, выпуска журнала Вестник арматуростроителя подписчикам успешно завершена Теперь номер доступен в электронной версии для просмотра в режиме онлайн и скачивания на ваши устройства.Редакция издания рада представить вашему вним...
  • Вестник арматуростроителя, № 1 63 Вестник арматуростроителя, № 1 63


    Первый в 2021 году выпуск журнала Вестник арматуростроителя уже доступен для онлайн-просмотра и скачивания. Рассылка печатной версии всем подписчикам была успешно завершена.В новом номере подведены итоги минувшего года на предприятиях по изготовлению...
  • Вестник арматуростроителя, № 6 62 2020 Вестник арматуростроителя, № 6 62 2020


    Уважаемые читатели главного журнала о трубопроводной арматуре в России Вестник арматуростроителя Представляем вашему вниманию электронную версию новогоднего выпуска, доступную для онлайн-просмотра и скачивания.Так, новый номер открывают интервью c ди...

Фото по тегу Запорная арматура

  • Татарстанский нефтегазохимический форум-2021 Татарстанский нефтегазохимический форум-2021


    Перед вами фоторепортаж медиагруппы ARMTORG с 28-й международной специализированной выставки Нефть, газ. Нефтехимия, которая проходит в Казани с 31 августа по 2 сентября в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума.Мероприятия проводятся при п...
  • Газ. Нефть. Технологии-2021 Газ. Нефть. Технологии-2021


    Медиагруппа ARMTORG представляет вашему вниманию эксклюзивный фоторепортаж с 29-й международной специализированной выставки Газ. Нефть. Технологии, которая проводится в Уфе совместно с Российским нефтегазохимическим форумом.События представляют собой...
  • Международная выставка ЭкваТэк-2020. Итоговый фоторепортаж медиагруппы ARMTORG Международная выставка ЭкваТэк-2020. Итоговый фоторепортаж медиагруппы ARMTORG


    Уважаемые друзья и коллеги Медиагруппа ARMTORG продолжает участие в международном водном форуме ЭкваТэк-2020 и предлагает к просмотру фоторепортаж по итогам первого дня мероприятия.Так, на выставках ЭкваТэк и проходящей параллельно выставке природоох...
  • Фоторепортаж 18-й международной выставки PCVExpo Фоторепортаж 18-й международной выставки PCVExpo


    С 22 по 24 октября 2019 года в МВЦ Крокус Экспо Москва проходит 18-я международная выставка PCVExpo Насосы. Компрессоры. Арматура. Приводы и двигатели, в которой мы традиционно приняли участие.Медиагруппа ARMTORG представила на мероприятии последние ...

Выставки по тегу Запорная арматура

  • Газ. Нефть. Технологии-2022 Газ. Нефть. Технологии-2022


    Газ. Нефть. Технологии – ключевая международная специализированная выставка нефтегазохимической отрасли России, проводится с 1991 года. Мероприятия отмечены знаками Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI Российского Союза выставок и ярмарок Р...
  • ЭКВАТЭК-2021 ЭКВАТЭК-2021


    15-я международная выставка и форум Вода экология и технология ЭКВАТЭК-2021 – это отличная возможность лично встретиться с партнерами и поставщиками, провести переговоры и повысить профессиональную экспертизу. Посещение, участие со стендом или в дело...
  • ЭКВАТЭК - 2020 ЭКВАТЭК - 2020


    ЭКВАТЭК — водное событие №1 в России и Восточной Европе, где представлен весь спектр оборудования, технологий, решений и услуг для водного сектора....
  • Газ. Нефть. Технологии. Уфа 2020 Газ. Нефть. Технологии. Уфа 2020


    Газ.Нефть.Технологии - крупнейшая международная выставка нефтегазохимической отрасли России с 27 летней историей успешного проведения....

Интервью по тегу Запорная арматура

  • Интервью с Лилией Рахимовой ООО Арматурный Завод в рамках выставки Газ. Нефть. Технологии-2025 Рассчитывать и подбирать арматуру очень интересно Интервью с Лилией Рахимовой ООО Арматурный Завод


    Медиагруппа ARMTORG предлагает к просмотру интервью с руководителем технического отдела ООО Арматурный Завод Лилией Рахимовой. Беседа состоялась в рамках 33-й международной выставки Газ. Нефть. Технологии, которая прошла в Уфе....
  • Орггазнефть, ООО. Девиз ООО Орггазнефть – обеспечить надежное функционирование запорной арматуры как элемента единой газотранспортной системы. Интервью с Трофимовым Евгением Васильевичем, генеральным директором Орггазнефть, ООО. Девиз ООО Орггазнефть – обеспечить


    Сегодня ООО Орггазнефть продолжает усовершенствовать уплотнительные пасты и гидрожидкости на основании детального анализа технических характеристик применяемых уплотнительных материалов, накопленного в отрасли опыта их эксплуатации и реальных условий...

Арматуростроитель года по тегу Запорная арматура

  • НПАА НПАА


    Олег Николаевич Шпаков родился в 1933 году. В 1951 году поступил на инженерный факультет Ленинградского пограничного высшего военно-морского училища и в 1957 году окончил его, получив диплом с отличием. После окончания училища служил на пограничном с...
  • ООО ИндуТех ООО ИндуТех


    Плешков Андрей Сергеевич в 2003 году получил высшее образование по специальности инженер-электрик и затем дополнительное образование со степенью магистра экономики.После окончания университета в течение 5 лет занимался эксплуатацией и модернизацией Т...
  • LD LD


    Левин Дмитрий Олегович родился в г. Челябинске 13 апреля 1978 года. В период с 1995 по 2000 год учился в Южно-Уральском государственном университете по специальности инженер-строитель, трудовой стаж начал в 2000 году. Полностью и самостоятельно разра...
Журнал Вестник Арматуростроителя