• Автор:
  • Трофимов Евгений Васильевич
  • Соавторы:
  • Фоменко Татьяна Александровна, заместитель генерального директора по общим вопросам ООО «Орггазнефть», Суринович В.К., эксперт с 15-летним стажем в системе ЭПБ, Копылова Л.И., к.х.н., специалист по арматуре

Орггазнефть, ООО. Трофимов Е. В. Инновационный способ поддержания герметичности шаровой запорной арматуры на весь период ее функционирования на магистральных газопроводах

Орггазнефть, ООО. Трофимов Е. В. Инновационный способ поддержания герметичности шаровой запорной арматуры ...

В статье представлены итоги почти тридцатилетней работы по разработке, испытаниям и применению различных типов уплотнительных паст для поддержания эксплуатационной герметичности шаровой запорной арматуры на весь период ее использования на магистральных газопроводах (МГ).

Исследования опытных образцов паст на стендах, длительные испытания опытных партий на КС и ЛЧ показали, что эту задачу выполняют высоковязкие неотверждающиеся уплотнительные пасты с определенными значениями параметров пенетрации, коллоидной стабильности и обладающие хорошими смазочными свойствами.

На основе данных исследований, полученных авторских свидетельств и патентов, изучения зарубежного и отечественного опыта эксплуатации шаровой запорной арматуры на МГ была разработана высоковязкая неотверждающаяся уплотнительная паста 131-435 КГУ, организовано серийное производство девяти ее типов для различных условий эксплуатации арматуры на МГ.

Также разработаны два типа специальных набивочных устройств для подачи высоковязкой уплотнительной пасты в зону уплотнения затвора шарового запорного крана: ручной, автоматический и пневмомультипликатор.

Ключевые слова: магистральный газопровод (МГ), трубопроводная арматура (ТПА), герметичность ТПА, высоковязкая уплотнительная паста, «мягкое» уплотнение шарового крана, техническое обслуживание ТПА.

В начале 80-х годов МИНГАЗПРОМ поручил специалистам ПО «Союзоргэнергогаз» (ныне специалисты ООО «Орггазнефть») деятельность по разработке новых эффективных отечественных уплотнительных материалов для запорных кранов импортного и отечественного производства с организацией их промышленного производства и внедрения на газотранспортных предприятиях. Работа выполнялась совместно с Государственным научно-исследовательским институтом химии и технологии элементоорганических соединений Минхимпрома. Также предусматривалась разработка высокоэффективных устройств для набивки уплотнительных материалов в запорную арматуру. Тогда эти работы назывались подбором аналогов, а в настоящее время – импортозамещением.

Обобщение опыта эксплуатации запорной арматуры на МГ позволило выработать определенный набор разрешений, ограничений, запретов и обязательных технологических процедур, включая методы проведения диагностики, обеспечивающих безопасную и длительную эксплуатацию трубопроводной арматуры. Такой подход дал возможность специалистам ПАО «Газпром» разработать нормативные материалы, гармонизирующие эксплуатацию существующего парка арматуры – Правила эксплуатации МГ, введенные в действие в 2010 г. [1].

Также это помогло определить технические требования к новому поколению ТПА для объектов ЕГС – ГОСТ Р 56001-14 «Арматура трубопроводная для объектов газовой промышленности» [2]. Данный ГОСТ требует повысить герметичность затворов новых шаровых кранов для КС, ГРС и ЛЧ МГ и их ответвлений, выполняемых с «мягкими» уплотнениями по классу герметичности «А» (отсутствие видимых протечек в течение времени испытаний), как самого высокого класса герметичности затворов арматуры для вновь поставляемой запорной арматуры на МГ по ГОСТ Р 54808-2011 [3]. В настоящее время на МГ эксплуатируется запорная арматура с классами герметичности «В» и «Д».

27-30 ноября 2018 г. в городе Уфе на совещании по вопросу повышения надежности технического состояния ТПА, эксплуатируемой на объектах транспортировки, хранения и переработки углеводородов ПАО «Газпром», было отмечено, что на объектах ПАО «Газпром» эксплуатируется более 508 000 ТПА диаметром от 50 до 1 400 мм. Ежегодно производится вырезка до 6 000 ТПА.

Номенклатура парка ТПА весьма разнообразна по функциональному назначению, конструктивным особенностям, техническим характеристикам и срокам эксплуатации. На линейной части МГ доля отечественных производителей составляет около 84 %, а зарубежных – 16 %. Доля отечественной ТПА в обвязке оборудования на КС – 62 %, зарубежной – 38 %. В обвязке оборудования ГРС установлено до 90 % отечественной ТПА, что вполне логично, если учесть относительно небольшие размеры эксплуатируемой арматуры. Так, доля ТПА с DN менее 300 составляет почти 92 %. Парк арматуры, эксплуатируемой в ПАО «Газпром», формировался более 50 лет.

Рассмотрим в основном шаровую запорную равнопроходную арматуру, которая, как правило, используется на МГ. Так, если взять всю установленную ТПА с DN 300, то доля шаровых кранов с DN ≥300 составляет почти 90 %.

Шаровой кран является восстанавливаемым объектом, подвергающимся техническому обслуживанию, ремонту и диагностическому обследованию. Иными словами, поддержание ТПА в работоспособном состоянии требует определенных трудозатрат как эксплуатационного персонала, так и подрядных специализированных организаций.

Основным технологическим параметром шаровой запорной арматуры является герметичность затвора, понимаемая в рамках ГОСТ Р 2720-2007 [4] как свойство затвора препятствовать газовому и жидкостному обмену между средами, разделенными затвором. Длительное (десятки лет) обеспечение эксплуатационной герметичности шаровой запорной арматуры являлось важнейшим элементом стратегии поддержания надежности арматуры. Это обеспечивалось как требованиями к конструктивным решениям по обеспечению герметичности, так и рекомендациями по назначению классов герметичности затворов, предусмотренными последовательно пересматриваемыми в течение десятилетий ГОСТами от 1975, 1993, 2005 и 2011 гг. [3, 5, 6, 7] и нормами герметичности затворов арматуры. Рассмотрение нормативных документов по изменению норм герметичности запорной арматуры за 40 лет показывает, что в последовательно принимаемых ГОСТах происходит некоторое ужесточение норм герметичности, но принципиально они (утечки) допускаются. Герметичность затвора в этих ГОСТах рассматривается как численное значение допустимых протечек в затворе по воде или воздуху (испытательные среды) от класса герметичности. Это означает, что каналы в шаровой запорной арматуре для подачи смазки в зону уплотнения «шар-седло» были и являются необходимым элементом в конструктивных решениях. Из этого опыта также следует, что обеспечение эксплуатационной герметичности затвора в используемой на МГ запорной шаровой арматуре возможно только при применении смазочных и уплотнительных материалов, регулярно подаваемых в запорную арматуру в строгом соответствии с заводскими нормами и эксплуатационными нормативами ПАО «Газпром» (СТО Газпром 2-2.3-385-2009 [8]).

Герметичность затвора запорной шаровой арматуры с «мягким» уплотнением (специальные резины, полиуретан, фторопласт, т. е. уплотнение затвора «мягкое» в терминах ГОСТ Р 56001-2014 [2]) в начальный период эксплуатации обеспечивается поджатием седла к шару (рис. 1) с помощью упругих элементов (пружин), т. е. подпружиниванием контакта седла и шара, и это обычная практика. Следует отметить, что при установленном общем сроке службы эксплуатируемой арматуры в 30 лет уплотнения из «мягких» материалов эффективно служат не более пяти лет.

Необходимо заметить, что существует ряд факторов, которые негативно влияют на работоспособность (в первую очередь герметичность) шаровой запорной арматуры в процессе ее эксплуатации. В немалой степени герметичность кранов нарушается в течение первых пяти лет из-за не очень благоприятной транспортируемой рабочей среды, содержащей жидкие углеводороды (конденсат), турбинные масла, метанол, воду и механические примеси с концентрацией до 0,01 г/м3 [2].

По мере износа «мягкого» уплотнения или его деформации под воздействием эксплуатационных факторов обеспечение герметичности затвора шарового крана возможно только при применении крановых смазок или уплотнительных паст, которые по специальным каналам в корпусных деталях арматуры подаются в зону уплотнения (рис. 1).

Такое решение по обеспечению длительной герметичности шарового крана принято практически у всех фирм-разработчиков шаровой арматуры.

В процессе открытия-закрытия шарового крана при отсутствии смазки возникают повреждения на его затворе в виде царапин и износа «мягких» уплотнений. Возникающая при этом потеря герметичности крана однозначно связана с отсутствием технического обслуживания, важной частью которого является подача смазки в сопрягаемые детали уплотнения крана. Применением смазок обеспечивается кратковременная герметичность затвора, при этом подачу смазки требовалось выполнять после каждой перестановки крана. Эта технологическая операция требовала большого расхода смазки и была трудоемкой.

Вопросы эксплуатации запорной арматуры на объектах МГ по обеспечению требуемых уровней герметичности, надежности и безопасности ее функционирования рассмотрены в работах авторов [9, 10].

Системный подход к обеспечению длительной эксплуатационной герметичности (на чем справедливо настаивает ПАО «Газпром» в своих нормативных материалах) привел нас к необходимости выбора такого технологического решения для всей эксплуатируемой на МГ шаровой запорной арматуры, которое позволило в зоне «мягкого» контакта «шар-седло» создать постоянное дополнительное уплотнение, эффект от которого при эксплуатации значительно усиливает уплотнительные возможности конструктивного решения, и он (эффект) продолжается неограниченно долго. Таким решением оказалось постоянное нахождение в зоне контакта «шар-седло» высоковязкой уплотнительной пасты.

Предложен способ создания дополнительной зоны герметичности (рис. 1) в кране путем подачи в зону «мягкого» уплотнения высоковязкой уплотнительной пасты, которая находится в этой зоне весь период эксплуатации крана. Первоначальное количество высоковязкой пасты, создающей дополнительную зону уплотнения, в зависимости от диаметра крана составляет 1-6 кг. При перестановках крана в зону уплотнения добавляется до 5 % высоковязкой пасты от первоначального количества введенной пасты. Таким образом, обеспечивается длительная эксплуатационная герметичность крана (без его вырезки из МГ). Примеры набивки крана высоковязкой уплотнительной пастой в полевых условиях приведены на рисунках 2 и 3.

Также приведен акт испытания уплотнительной пасты 131-435 КГУ тип 2 на кране 345 км газопровода «Голубой поток» (между Россией и Турцией) с 4-х кратным циклом «открытия-закрытия» (рис. 4).
Необходимо отметить, что может использоваться только высоковязкая паста со следующими физикохимическими и технологическими свойствами:
• пенетрация в пределах 150-250 единиц (ммˉ¹) при +20 °С;
• высокая коллоидная стабильность: не более 10 единиц (%) при +20 °С;
• обладает хорошими смазочными свойствами;
• гарантийный срок хранения до начала использования по назначению – 5 лет.

Для обеспечения герметичности ТПА используются различные уплотнительные смазки отечественного и импортного производства. Однако невысокая технологическая эффективность этих материалов (большой расход смазок, высокая трудоемкость набивки кранов, необходимость частых повторных набивок) или высокая стоимость (импортного производства) обусловили необходимость разработки отечественных высоковязких уплотнительных паст, например, 131-435 КГУ, которая представляет собой состав на основе кремнийорганических и минеральных жидкостей, загустителей и присадок и по параметру «цена-качество» вне конкуренции.


Выводы и рекомендации

1. Использование высоковязкой конденсатостойкой пасты 131-435 КГУ (типы 0-8), выпускаемой ООО «Орггазнефть» по ТУ 2257-001-60565518-2009, обеспечивает длительную эксплуатационную герметичность затвора крана. Паста подается под давлением через конструктивные каналы в зону контакта «мягкого» уплотнения и шара, увеличивая эффективную площадь контакта «мягкого» уплотнения с шаром и создавая дополнительный уплотняющий эффект в зоне контакта «шар-седло», который не исчезает при перестановках крана неограниченное число раз.
1.1. Одновременно паста смазывает трущиеся детали шарового крана при его перестановках.
2. При технологических перестановках крана для обеспечения длительной герметичности в зону контакта добавляется не более 5 % по весу от первоначального количества введенной уплотнительной пасты.
3. Использование уплотнительной высоковязкой пасты ООО «Орггазнефть» обеспечивает «перевод» любой эксплуатируемой шаровой запорной арматуры с уплотнением затвора типа «мягкого» (даже с нарушением герметичности) в класс герметичности «А» по ГОСТ Р 54808-2011. Таким образом, при надлежащей организации эксплуатации запорной шаровой арматуры может отпасть необходимость вырезки из МГ на весь период ее эксплуатации.
4. Уплотнительная высоковязкая паста 131-435 КГУ (типы 0-8) ООО «Орггазнефть» отвечает необходимым и достаточным требованиям по обеспечению надежной эксплуатации ТПА на протяжении всего жизненного цикла.

Литература:

1. СТО Газпром 2-3,5-454-2010. Правила эксплуатации магистральных газопроводов.
2. ГОСТ Р 56001-14. Арматура трубопроводная для объектов газовой промышленности. Общие технические требования.
3. ГОСТ Р 54808-2011. Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов. Введен в действие с 01 июля 2012 г.
4. ГОСТ Р 52720-2007. Арматура трубопроводная. Термины и определения.
5. ГОСТ 9544-75 Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов.
6. ГОСТ 9544-93. Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов. Межгосударственный стандарт.
7. ГОСТ 9544-2005. Арматура трубопроводная запорная. Классы и нормы герметичности затворов.
8. СТО Газпром 2-2.3-385-2009. Порядок проведения технического обслуживания и ремонта трубопроводной арматуры.
9. Трофимов, Е.В. Применение уплотнительных паст – необходимый элемент обеспечения длительной технологической герметичности ТПА на МГ / Е.В. Трофимов, Г.В. Афанасов, А.А. Санников // Газовая промышленность. – 2014. – № 9.
10. Колотовский, А. Н. Обеспечение требуемого уровня надежности и безопасности запорной арматуры на ЛЧ МГ / А. Н. Колотовский, А.В. Захаров, А.А. Сухолитко // Газовая промышленность. – 2012. – № 1.

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 2 (51) 2019
Материалы других разделов по тегу Запорная арматура

Новости по тегу Запорная арматура

Статьи по тегу Запорная арматура

  • О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Клапаны О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Клапаны


    В ГОСТ 24856-2014 приводятся следующие термины и определения Клапан вентиль – тип арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент перемещается параллельно оси потока рабочей среды....
  • П.А. Гилепп, технический директор ООО Паровые системы. Обводные линии П.А. Гилепп, технический директор ООО Паровые системы.


    Расположенные на трубопроводах автоматические клапаны, такие как паровые редукционные, электромагнитные, регулирующие клапаны с приводом, а также конденсатоотводчики могут оснащаться байпасом. Фокус внимания проектировщика и конечного пользователя об...
  • О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Виды и типы арматуры О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Виды и


    Остановка потока – запорная арматура предназначена для работы в полностью открытом или полностью закрытом положении. В сложных условиях эксплуатации эта арматура часто снабжается пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом....
  • И.В. Воронкова, партнер АБ Казаков и партнеры. Стандарт кранов шаровых – межгосударственный или национальный что в приоритете Последствия введения нового ГОСТа для рынка новостроек И.В. Воронкова, партнер АБ Казаков и партнеры.


    Президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить граждан жильем площадью не менее 33 кв. м на человека к 2030 году. Ожидаемо, что темпы строительства также будут набирать обороты, а конкуренты на рынке оборудования уже сейчас обдумывают, ка...
  • Н.Д. Феклин, С.А. Медведчук. Универсальный комплекс производства отливок запорной арматуры КСП Н.Д. Феклин, С.А. Медведчук. Универсальный комплекс производства


    Потребность в запорной арматуре, используемой практически во всех отраслях промышленности при разнообразных условиях ее эксплуатации, привела к образованию множества специализированных предприятий для их производства. Основой для изготовления задвиже...
  • А. С. Плешков. Пневматический привод и пневматический цилиндр для ТПА. Особенности автоматизации А. С. Плешков. Пневматический привод и


    Пневматические привода и пневматический цилиндр являются одними из наиболее популярных и востребованных исполнительных механизмов для трубопроводной арматуры. На ряде объектов данный тип исполнительных механизмов составляет до 90 от всех типов привод...

Видео по тегу Запорная арматура

Архив по тегу Запорная арматура

  • Вестник арматуростроителя, №1 88 Вестник арматуростроителя, №1 88


    Уважаемые коллеги и друзья Медиагруппа ARMTORG с радостью сообщает о том, что рассылка первого в 2025 году выпуска журнала Вестник арматуростроителя успешно завершилась. Теперь он доступен к электронному просмотру и скачиванию.Маргарита Мориц предста...
  • Вестник арматуростроителя, Спецвыпуск 69 Вестник арматуростроителя, Спецвыпуск 69


    Дорогие друзья Перед вами специальный выпуск журнала Вестник арматуростроителя, посвященный небольшому юбилею – 15-летию медиагруппы ARMTORG. С сегодняшнего дня он доступен для онлайн-просмотра и скачивания.В данном номере мы собрали специальные мате...
  • Вестник арматуростроителя, № 4 66 Вестник арматуростроителя, № 4 66


    Для онлайн-просмотра и скачивания стал доступен новый выпуск журнала Вестник арматуростроителя № 4 66. В нем представлены итоги производственной деятельности арматурных заводов в первом полугодии 2021 года в цифрах, новые решения в отрасли и многое д...
  • Вестник арматуростроителя, № 3 65 Вестник арматуростроителя, № 3 65


    Рассылка свежего, третьего, выпуска журнала Вестник арматуростроителя подписчикам успешно завершена Теперь номер доступен в электронной версии для просмотра в режиме онлайн и скачивания на ваши устройства.Редакция издания рада представить вашему вним...
  • Вестник арматуростроителя, № 1 63 Вестник арматуростроителя, № 1 63


    Первый в 2021 году выпуск журнала Вестник арматуростроителя уже доступен для онлайн-просмотра и скачивания. Рассылка печатной версии всем подписчикам была успешно завершена.В новом номере подведены итоги минувшего года на предприятиях по изготовлению...
  • Вестник арматуростроителя, № 6 62 2020 Вестник арматуростроителя, № 6 62 2020


    Уважаемые читатели главного журнала о трубопроводной арматуре в России Вестник арматуростроителя Представляем вашему вниманию электронную версию новогоднего выпуска, доступную для онлайн-просмотра и скачивания.Так, новый номер открывают интервью c ди...

Фото по тегу Запорная арматура

  • Татарстанский нефтегазохимический форум-2021 Татарстанский нефтегазохимический форум-2021


    Перед вами фоторепортаж медиагруппы ARMTORG с 28-й международной специализированной выставки Нефть, газ. Нефтехимия, которая проходит в Казани с 31 августа по 2 сентября в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума.Мероприятия проводятся при п...
  • Газ. Нефть. Технологии-2021 Газ. Нефть. Технологии-2021


    Медиагруппа ARMTORG представляет вашему вниманию эксклюзивный фоторепортаж с 29-й международной специализированной выставки Газ. Нефть. Технологии, которая проводится в Уфе совместно с Российским нефтегазохимическим форумом.События представляют собой...
  • Международная выставка ЭкваТэк-2020. Итоговый фоторепортаж медиагруппы ARMTORG Международная выставка ЭкваТэк-2020. Итоговый фоторепортаж медиагруппы ARMTORG


    Уважаемые друзья и коллеги Медиагруппа ARMTORG продолжает участие в международном водном форуме ЭкваТэк-2020 и предлагает к просмотру фоторепортаж по итогам первого дня мероприятия.Так, на выставках ЭкваТэк и проходящей параллельно выставке природоох...
  • Фоторепортаж 18-й международной выставки PCVExpo Фоторепортаж 18-й международной выставки PCVExpo


    С 22 по 24 октября 2019 года в МВЦ Крокус Экспо Москва проходит 18-я международная выставка PCVExpo Насосы. Компрессоры. Арматура. Приводы и двигатели, в которой мы традиционно приняли участие.Медиагруппа ARMTORG представила на мероприятии последние ...

Выставки по тегу Запорная арматура

  • Газ. Нефть. Технологии-2022 Газ. Нефть. Технологии-2022


    Газ. Нефть. Технологии – ключевая международная специализированная выставка нефтегазохимической отрасли России, проводится с 1991 года. Мероприятия отмечены знаками Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI Российского Союза выставок и ярмарок Р...
  • ЭКВАТЭК-2021 ЭКВАТЭК-2021


    15-я международная выставка и форум Вода экология и технология ЭКВАТЭК-2021 – это отличная возможность лично встретиться с партнерами и поставщиками, провести переговоры и повысить профессиональную экспертизу. Посещение, участие со стендом или в дело...
  • ЭКВАТЭК - 2020 ЭКВАТЭК - 2020


    ЭКВАТЭК — водное событие №1 в России и Восточной Европе, где представлен весь спектр оборудования, технологий, решений и услуг для водного сектора....
  • Газ. Нефть. Технологии. Уфа 2020 Газ. Нефть. Технологии. Уфа 2020


    Газ.Нефть.Технологии - крупнейшая международная выставка нефтегазохимической отрасли России с 27 летней историей успешного проведения....

Интервью по тегу Запорная арматура

  • Интервью с Лилией Рахимовой ООО Арматурный Завод в рамках выставки Газ. Нефть. Технологии-2025 Рассчитывать и подбирать арматуру очень интересно Интервью с Лилией Рахимовой ООО Арматурный Завод


    Медиагруппа ARMTORG предлагает к просмотру интервью с руководителем технического отдела ООО Арматурный Завод Лилией Рахимовой. Беседа состоялась в рамках 33-й международной выставки Газ. Нефть. Технологии, которая прошла в Уфе....
  • Орггазнефть, ООО. Девиз ООО Орггазнефть – обеспечить надежное функционирование запорной арматуры как элемента единой газотранспортной системы. Интервью с Трофимовым Евгением Васильевичем, генеральным директором Орггазнефть, ООО. Девиз ООО Орггазнефть – обеспечить


    Сегодня ООО Орггазнефть продолжает усовершенствовать уплотнительные пасты и гидрожидкости на основании детального анализа технических характеристик применяемых уплотнительных материалов, накопленного в отрасли опыта их эксплуатации и реальных условий...

Арматуростроитель года по тегу Запорная арматура

  • НПАА НПАА


    Олег Николаевич Шпаков родился в 1933 году. В 1951 году поступил на инженерный факультет Ленинградского пограничного высшего военно-морского училища и в 1957 году окончил его, получив диплом с отличием. После окончания училища служил на пограничном с...
  • ООО ИндуТех ООО ИндуТех


    Плешков Андрей Сергеевич в 2003 году получил высшее образование по специальности инженер-электрик и затем дополнительное образование со степенью магистра экономики.После окончания университета в течение 5 лет занимался эксплуатацией и модернизацией Т...
  • LD LD


    Левин Дмитрий Олегович родился в г. Челябинске 13 апреля 1978 года. В период с 1995 по 2000 год учился в Южно-Уральском государственном университете по специальности инженер-строитель, трудовой стаж начал в 2000 году. Полностью и самостоятельно разра...
Журнал Вестник Арматуростроителя