Орггазнефть, ООО. Трофимов Е.В. Обеспечение герметичности шаровой запорной арматуры на магистральных газопроводах Республики Казахстан и Российской Федерации

Орггазнефть, ООО. Трофимов Е.В. Обеспечение герметичности шаровой запорной арматуры на магистральных газоп...

Общая протяженность магистральных газопроводов (далее МГ) Республики Казахстан составляет в однониточном исполнении более 19 тыс. км, на которых эксплуатируется 56 компрессорных станций (далее КС) с установленными на них 316 газоперекачивающими агрегатами (далее ГПА). На МГ Республики Казахстан смонтировано 20 500 единиц трубопроводной арматуры (далее ТПА) диаметром от 50 до 1 400 мм без учета кранов на газораспределительных станциях (далее ГРС) и подземных хранилищах газа (далее ПХГ).

Газотранспортная система Республики Казахстан состоит
в основном из следующих МГ
(рис. 1):
1. «Средняя Азия – Центр» (САЦ) – участок протяженностью 3 962 км (в однониточном исполнении, диаметр труб 1020-1420 мм) с пропускной способностью 60,2 млрд м3/год. Система САЦ в районе КС «Бейнеу» соединяется с МГ «Окарем-Бейнеу», который предназначен для подачи туркменского газа в систему газопроводов САЦ.
2. «Бухара – Урал» – казахстанский участок газопровода, который состоит из двухниточного исполнения, каждая протяженностью 587 км и диаметром 1 020 мм.
3. «Оренбург – Новопсков» – участок протяженностью 382 км. КС «Чижа» и КС «Уральск» с пропускной способностью 14,6 млрд м3/год.
4. «Казахстан – Китай» – участок протяженностью 3 909 км (оператор ТОО «Азиатский газопровод») с пропускной способностью 30,0-55,0 млрд м3/год. Является участком МГ «Туркмения – Китай» (мощностью 55 млрд м3/год), который проходит по территории Туркмении, Узбекистана, Казахстана (всего более 1 900 км) и Китая (4 500 км).
5. «Жанаозен – Актау» – участок протяженностью 432 км с пропускной способностью 2,8 млрд м3/год.
6. «Бейнеу – Бозой – Шымкент» – участок протяженностью 1 454 км с диаметром трубы 1 067 мм с пропускной способностью 2,5 млрд м3/год. Проектная мощность газопровода составляет 10 млрд м3/год. Две КС в поселках Бозой Актюбинской области и Караозек Кызылординской области.
7. «Бухарский газоносный район – Ташкент – Бишкек – Алматы» («БГР – ТБА») – участок протяженностью 1 597 км с пропускной способностью 5, 8 млрд м3/год.

Диаметр эксплуатируемых в Республике Казахстан МГ находится в диапазоне 520-1 420 мм. Часть МГ построена в 1963-1987 гг. («наследство» от СССР), а большинство построено в 2009-2014 гг., включая казахстанский участок МГ «Туркменистан – Узбекистан – Казахстан – Китай». Трехниточный казахстанский участок китайского газопровода построен из труб диаметром 1 020 и 1 420 мм общей производительностью 30-55 млрд м3/год.


Газовый оператор РК АО «КазТрансГаз» высоко оценивает техническое состояние своей газотранспортной системы, способной перекачивать до 85 млрд м3/год с перспективой увеличения объема перекачки газа до 120 млрд м3/год.

Эксплуатационный персонал уделяет необходимое внимание техническому состоянию ТПА на МГ Республики Казахстан: вырезка ТПА из газопроводов составляет не более 0,3 % (в основном на старых газопроводах). В Республике Казахстан тщательно изучают подходы ПАО «Газпром» к повышению надежности технического состояния ТПА.

В ПАО «Газпром» эксплуатируется более 508 тыс. единиц ТПА диаметром от 50 до 1 400 мм, при этом ежегодно заменяется до 6 тыс. единиц ТПА диаметром 300-1400 мм (что составляет 1,2 % парка эксплуатируемых ТПА).

Необходимо отметить, что проблемы при эксплуатации ТПА и поддержание ее в надлежащем техническом состоянии практически одинаковы для газотранспортных систем АО «КазТрансГаз» и ПАО «Газпром» при различии масштабов этих систем.

На совещании в г. Уфе 27-30 ноября 2018 г. ПАО «Газпром» уделило особое внимание повышению надежности технического состояния эксплуатируемого парка ТПА. По результатам совещания были приняты очень жесткие организационные и технические решения по повышению уровня эксплуатации ТПА, в т. ч. и по организации контроля выполнения работ по диагностическому обследованию, техническому обслуживанию и ремонту ТПА в соответствии с заводскими инструкциями, нормативными документами ПАО «Газпром».

ТПА является необходимой технологической частью любого МГ, и по своему техническому состоянию шаровой кран по команде диспетчера должен безотказно переставляться в соответствии с режимом работы МГ, т. е. устойчивое функционирование ТПА определяет надежность, безопасность и экономичность любого эксплуатируемого МГ. А техническое состояние ТПА в конечном счете определяется его герметичностью в процессе эксплуатации [1]. По мере развития возникшая негерметичность переходит в неустранимую негерметичность в затворе ТПА и является основной причиной выхода из строя крана и его вырезки (замены) из МГ.

Техническое состояние ТПА оценивается в основном по таким параметрам, как герметичность затвора, работоспособность привода и системы управления как по сигналу диспетчера, так и в ручном режиме. Кроме того, оценивается конструктивная приспособленность ТПА к техническому обслуживанию и ремонту на трассе.

Так как герметичность затвора крана является основным параметром его технического состояния, рассмотрим подробно, от каких эксплуатационных факторов она зависит, а также природу ее появления в затворе. Следует особо отметить, что эффективность реального функционирования системы технического обслуживания и ремонта, как указывают авторы А.В. Захаров и А.А. Сухолитко [2], с которыми стоит согласиться, приводит к тому, что негерметичность в затворе однозначно связана с отсутствием должного технического обслуживания, необходимой частью которого является подача смазки в сопрягаемые части арматуры при ее перестановках. Эта технологическая операция (подача смазки) обеспечивает отсутствие невосстанавливаемой негерметичности.

В настоящее время в России разработан и введен в действие новый ГОСТ Р 27.202-2012 [3], который существенно дополняет понимание жизненного цикла продукта (в данном случае это функционирование ТПА в составе МГ) и устанавливает расширение понятия «надежность», рассматривая ее как безопасность, работоспособность и, что важно, эффективность технического обслуживания и ремонта. ГОСТ определяет, что все три указанных фактора надежности следует критически рассматривать на всех этапах жизненного цикла продукта (ТПА): разработка технических условий, критическая оценка на стадии создания ТПА с целью оптимизации конструктивных решений, а также эффективность технического обслуживания и ремонта созданного продукта, т. е. в качестве факторов, влияющих на стоимость жизненного цикла продукта. Такой подход, расширяющий понятие «надежность» при функционировании будущего продукта, представляет собой требование к новому поколению будущего продукта, и роль заказчика продукта в данном случае существенно возрастает.

В настоящее время на МГ Республики Казахстан и России отечественная и импортная ТПА функционирует в целом успешно в течение 10-40 лет. Обеспечение герметичности затворов имеет не столько техническую (а это значительные и все возрастающие расходы на поддержание удовлетворительного техсостояния), но и технологическую проблему.

Отечественная ТПА много лет выпускалась по нормам герметичности, устанавливаемым ГОСТ 9544-75 [4], которые пересматривались в течение десятилетий (рис. 2) и в принципе допускали утечку в затворе. Вся шаровая запорная арматура в Республике Казахстан и России имеет класс герметичности «В» и «Д». В газовой промышленности ГОСТ Р 56001-2014 [5] установил для выпускаемой шаровой запорной арматуры со стандартным уплотнением типа «мягкое» класс герметичности «А» (это отсутствие протечек при заводских испытаниях арматуры на герметичность). Однако это незначительно повлияет на развитие негерметичности затвора крана, поскольку причина ее появления и развития часто лежит за пределами конструктивного исполнения затвора шаровой запорной арматуры.

Следует особо отметить, что отказы запорной арматуры из-за невосстанавливаемой негерметичности приводят, как правило, к необходимости ее вырезки из МГ, что, помимо нарушения режимов их работы и снижения уровня безопасности, ведет к безвозвратным потерям больших объемов транспортируемого газа. Это влияет на энергетическую безопасность целых регионов страны, а также на финансовую устойчивость газотранспортных организаций.

Коротко укажем основные причины нарушения герметичности шаровых запорных кранов в процессе эксплуатации МГ:
• технологические, т. е. вызванные качеством транспортируемого газа, такие как содержание жидких углеводородов (конденсат), турбинных масел, метанола, воды и механических примесей до 0,01 г/м3 (ГОСТ Р 56001-2014). Эта причина практически неустранима;
• отсутствие длительного времени или неполнота технического обслуживания кранов. Это организационная причина, и она легко устраняется надлежащим уровнем эксплуатационного обслуживания: необходимый персонал, обеспечение расходными материалами и т. п.;
• кран не полностью закрыт из-за различных эксплуатационных нарушений (например, разрегулирование конечного положения хода поршня, нарушение положения конечных выключателей и т. п.);
• ослабление затяжки болтов крепления гидроцилиндра к сервомотору, вследствие которой изменяется рабочий ход поршня в гидроцилиндре;
• нарушение времени перестановки затвора крана;
• ослабление (износ) прижимных пружин;
• зависание подвижных седел из-за загрязнения засохшей смазкой (пастой).

Авторы А.В. Захаров и А.А. Сухолитко [2] указывают, что основной причиной негерметичности, в частности кранов Ду 300 и Ду 1 000, является повреждение или разрушение полиуретановых уплотнительных колец. Это неудачное конструктивное решение узла уплотнения.

Авторы Е.В. Трофимов, Т.А. Фоменко, В.К. Суринович и Л.И. Копылова [6, 7, 8], на основании изучения многолетнего опыта эксплуатации ТПА, утверждают, что тема повышения надежности технического состояния арматуры рассматривается в основном в техническом, организационном и административном планах. Опыт прошедших десятилетий использования ТПА отечественного и импортного производства на МГ указывает на неизбежность появления негерметичности шаровой запорной арматуры и дальнейшее ее развитие в неустранимую негерметичность затвора крана с последующей вырезкой его из МГ.

Считаем, что обеспечение герметичности ТПА на весь период стабильного ее функционирования на МГ лежит в технологическом решении, сутью которого является создание в затворе посредством использования специальной высоковязкой пасты дополнительного «мягкого» уплотнения, которое увеличивает зону контакта существующего заводского «мягкого» уплотнения, и таким образом создается дополнительный уплотняющий эффект в зоне контакта шар – седло.

В силу особых свойств высоковязкой пасты при технологических перестановках крана неограниченное число раз возникший эффект сохраняется. Одновременно высоковязкая паста является смазкой для трущихся деталей крана при его перестановках, чем обеспечивается выполнение важнейшего требования технического обслуживания – подачи смазки к трущимся поверхностям затвора. Это инновационное решение позволяет обеспечить долговременную герметичность при значительном снижении затрат на техническое обслуживание ТПА, а также изменить подход к ее диагностированию.

Ожидаемый экономический и технологический эффект от применения высоковязких паст на МГ, простота технологического решения обеспечения длительной герметичности ТПА подвигли наших коллег из ТОО «ОргСинтез Казахстан» разработать стандарт организации СТ ТОО 130340017566-01-201 на специальную высоковязкую уплотнительную пасту 131-435 КГУ (Азия). Различные ее типы предназначены для уплотнения, герметизации, смазки, а также очистки узлов запорной арматуры, эксплуатируемой на МГ, в контакте с конденсатом газа, аммиака для регионов Центральной Азии (разработка и использование национального продукта приветствуется в Республике Казахстан).

При разработке пасты 131-435 КГУ (Азия) в качестве аналога была использована паста уплотнительная конденсатостойкая 131-435 КГУ, уже несколько лет выпускаемая ООО «Орггазнефть» для МГ ПАО «Газпром».

Выводы и рекомендации

1. Негерметичность шаровой запорной арматуры принципиально возникает из-за не очень благоприятной транспортируемой среды (ГОСТ Р 56001-2014). Это технологические обстоятельства, которые практически не могут быть изменены.
2. Отсутствие или неполнота технического обслуживания способствуют возникновению негерметичности затвора крана. Эта причина достаточно просто устраняется техническими, организационными и административными решениями ПАО «Газпром».
3. Практически невозможно предотвратить уже возникшую негерметичность затвора крана без значительных затрат на его дополнительное техническое обслуживание и «переход» ее в неустранимую негерметичность без использования технологического решения ООО «Орггазнефть» – инновационного способа поддержания длительной герметичности запорной арматуры с использованием высоковязкой уплотнительной пасты.
3.1. Для аналогичных целей на МГ Республики Казахстан также рекомендуется использовать уплотнительную пасту по стандарту ТОО «ОргСинтез Казахстан».
4. При надлежащей организации технического обслуживания ТПА с использованием инновационного предложения ООО «Орггазнефть» может отпасть необходимость ее вырезки из МГ за весь период его функционирования.

Литература

1. Материалы Ассоциации производителей оборудования «Новые технологии газовой отрасли» : аналит. отчет. – М., 2017. – Вып. 4.
2. Захаров, А.В. Герметичность – основной параметр при оценке технического состояния трубопроводной арматуры / А.В. Захаров, А.А. Сухолитко // Территория Нефтегаз. – 2013. – № 12.
3. ГОСТ Р 27.202-2012 Надежность в технике (ССНТ). Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200102419 (дата обращения 15.10.2019).
4. ГОСТ 9544-75 Арматура трубопроводная запорная. Нормы герметичности затворов (с Изменениями N 1, 2) [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200128014 (дата обращения 15.10.2019).
5. ГОСТ Р 56001-2014 Арматура трубопроводная для объектов газовой промышленности. Общие технические условия [Электронный ресурс] // Техэксперт. URL: http://docs.cntd.ru/ document/1200111797 (дата обращения 15.10.2019).
6. Трофимов, Е.В. Инновационный способ поддержания герметичности шаровой запорной арматуры на весь период ее функционирования на магистральных газопроводах / Е.В. Трофимов, Т.А. Фоменко, В.К. Суринович [и др.] // Вестник арматуростроителя. – 2019. – № 2 (51).
7. Трофимов, Е.В. Об эксплуатационных возможностях инновационного способа обеспечения герметичности шаровых кранов на магистральных газопроводах системы ЕСГ / Е.В. Трофимов, Т.А. Фоменко, В.К. Суринович [и др.] // Вестник арматуростроителя. – 2019. – № 3 (52).
8. Трофимов, Е.В. Сравнительная оценка надежности отечественной и зарубежной трубопроводной арматуры, эксплуатируемой на КС и ЛЧ МГ: инженерный подход / Е.В. Трофимов, Т.А. Фоменко, В.К. Суринович [и др.] // Вестник арматуростроителя. – 2019. – № 4 (53).

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя», № 7 (56) 2019
Материалы других разделов по тегу Запорная арматура

Новости по тегу Запорная арматура

Статьи по тегу Запорная арматура

  • О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Клапаны О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Клапаны


    В ГОСТ 24856-2014 приводятся следующие термины и определения Клапан вентиль – тип арматуры, у которой запирающий или регулирующий элемент перемещается параллельно оси потока рабочей среды....
  • П.А. Гилепп, технический директор ООО Паровые системы. Обводные линии П.А. Гилепп, технический директор ООО Паровые системы.


    Расположенные на трубопроводах автоматические клапаны, такие как паровые редукционные, электромагнитные, регулирующие клапаны с приводом, а также конденсатоотводчики могут оснащаться байпасом. Фокус внимания проектировщика и конечного пользователя об...
  • О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Виды и типы арматуры О.Н. Шпаков, кандидат технических наук. Виды и


    Остановка потока – запорная арматура предназначена для работы в полностью открытом или полностью закрытом положении. В сложных условиях эксплуатации эта арматура часто снабжается пневматическим, гидравлическим или электрическим приводом....
  • И.В. Воронкова, партнер АБ Казаков и партнеры. Стандарт кранов шаровых – межгосударственный или национальный что в приоритете Последствия введения нового ГОСТа для рынка новостроек И.В. Воронкова, партнер АБ Казаков и партнеры.


    Президент России Владимир Путин поставил задачу обеспечить граждан жильем площадью не менее 33 кв. м на человека к 2030 году. Ожидаемо, что темпы строительства также будут набирать обороты, а конкуренты на рынке оборудования уже сейчас обдумывают, ка...
  • Н.Д. Феклин, С.А. Медведчук. Универсальный комплекс производства отливок запорной арматуры КСП Н.Д. Феклин, С.А. Медведчук. Универсальный комплекс производства


    Потребность в запорной арматуре, используемой практически во всех отраслях промышленности при разнообразных условиях ее эксплуатации, привела к образованию множества специализированных предприятий для их производства. Основой для изготовления задвиже...
  • А. С. Плешков. Пневматический привод и пневматический цилиндр для ТПА. Особенности автоматизации А. С. Плешков. Пневматический привод и


    Пневматические привода и пневматический цилиндр являются одними из наиболее популярных и востребованных исполнительных механизмов для трубопроводной арматуры. На ряде объектов данный тип исполнительных механизмов составляет до 90 от всех типов привод...

Видео по тегу Запорная арматура

Архив по тегу Запорная арматура

  • Вестник арматуростроителя, №1 88 Вестник арматуростроителя, №1 88


    Уважаемые коллеги и друзья Медиагруппа ARMTORG с радостью сообщает о том, что рассылка первого в 2025 году выпуска журнала Вестник арматуростроителя успешно завершилась. Теперь он доступен к электронному просмотру и скачиванию.Маргарита Мориц предста...
  • Вестник арматуростроителя, Спецвыпуск 69 Вестник арматуростроителя, Спецвыпуск 69


    Дорогие друзья Перед вами специальный выпуск журнала Вестник арматуростроителя, посвященный небольшому юбилею – 15-летию медиагруппы ARMTORG. С сегодняшнего дня он доступен для онлайн-просмотра и скачивания.В данном номере мы собрали специальные мате...
  • Вестник арматуростроителя, № 4 66 Вестник арматуростроителя, № 4 66


    Для онлайн-просмотра и скачивания стал доступен новый выпуск журнала Вестник арматуростроителя № 4 66. В нем представлены итоги производственной деятельности арматурных заводов в первом полугодии 2021 года в цифрах, новые решения в отрасли и многое д...
  • Вестник арматуростроителя, № 3 65 Вестник арматуростроителя, № 3 65


    Рассылка свежего, третьего, выпуска журнала Вестник арматуростроителя подписчикам успешно завершена Теперь номер доступен в электронной версии для просмотра в режиме онлайн и скачивания на ваши устройства.Редакция издания рада представить вашему вним...
  • Вестник арматуростроителя, № 1 63 Вестник арматуростроителя, № 1 63


    Первый в 2021 году выпуск журнала Вестник арматуростроителя уже доступен для онлайн-просмотра и скачивания. Рассылка печатной версии всем подписчикам была успешно завершена.В новом номере подведены итоги минувшего года на предприятиях по изготовлению...
  • Вестник арматуростроителя, № 6 62 2020 Вестник арматуростроителя, № 6 62 2020


    Уважаемые читатели главного журнала о трубопроводной арматуре в России Вестник арматуростроителя Представляем вашему вниманию электронную версию новогоднего выпуска, доступную для онлайн-просмотра и скачивания.Так, новый номер открывают интервью c ди...

Фото по тегу Запорная арматура

  • Татарстанский нефтегазохимический форум-2021 Татарстанский нефтегазохимический форум-2021


    Перед вами фоторепортаж медиагруппы ARMTORG с 28-й международной специализированной выставки Нефть, газ. Нефтехимия, которая проходит в Казани с 31 августа по 2 сентября в рамках Татарстанского нефтегазохимического форума.Мероприятия проводятся при п...
  • Газ. Нефть. Технологии-2021 Газ. Нефть. Технологии-2021


    Медиагруппа ARMTORG представляет вашему вниманию эксклюзивный фоторепортаж с 29-й международной специализированной выставки Газ. Нефть. Технологии, которая проводится в Уфе совместно с Российским нефтегазохимическим форумом.События представляют собой...
  • Международная выставка ЭкваТэк-2020. Итоговый фоторепортаж медиагруппы ARMTORG Международная выставка ЭкваТэк-2020. Итоговый фоторепортаж медиагруппы ARMTORG


    Уважаемые друзья и коллеги Медиагруппа ARMTORG продолжает участие в международном водном форуме ЭкваТэк-2020 и предлагает к просмотру фоторепортаж по итогам первого дня мероприятия.Так, на выставках ЭкваТэк и проходящей параллельно выставке природоох...
  • Фоторепортаж 18-й международной выставки PCVExpo Фоторепортаж 18-й международной выставки PCVExpo


    С 22 по 24 октября 2019 года в МВЦ Крокус Экспо Москва проходит 18-я международная выставка PCVExpo Насосы. Компрессоры. Арматура. Приводы и двигатели, в которой мы традиционно приняли участие.Медиагруппа ARMTORG представила на мероприятии последние ...

Выставки по тегу Запорная арматура

  • Газ. Нефть. Технологии-2022 Газ. Нефть. Технологии-2022


    Газ. Нефть. Технологии – ключевая международная специализированная выставка нефтегазохимической отрасли России, проводится с 1991 года. Мероприятия отмечены знаками Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI Российского Союза выставок и ярмарок Р...
  • ЭКВАТЭК-2021 ЭКВАТЭК-2021


    15-я международная выставка и форум Вода экология и технология ЭКВАТЭК-2021 – это отличная возможность лично встретиться с партнерами и поставщиками, провести переговоры и повысить профессиональную экспертизу. Посещение, участие со стендом или в дело...
  • ЭКВАТЭК - 2020 ЭКВАТЭК - 2020


    ЭКВАТЭК — водное событие №1 в России и Восточной Европе, где представлен весь спектр оборудования, технологий, решений и услуг для водного сектора....
  • Газ. Нефть. Технологии. Уфа 2020 Газ. Нефть. Технологии. Уфа 2020


    Газ.Нефть.Технологии - крупнейшая международная выставка нефтегазохимической отрасли России с 27 летней историей успешного проведения....

Интервью по тегу Запорная арматура

  • Интервью с Лилией Рахимовой ООО Арматурный Завод в рамках выставки Газ. Нефть. Технологии-2025 Рассчитывать и подбирать арматуру очень интересно Интервью с Лилией Рахимовой ООО Арматурный Завод


    Медиагруппа ARMTORG предлагает к просмотру интервью с руководителем технического отдела ООО Арматурный Завод Лилией Рахимовой. Беседа состоялась в рамках 33-й международной выставки Газ. Нефть. Технологии, которая прошла в Уфе....
  • Орггазнефть, ООО. Девиз ООО Орггазнефть – обеспечить надежное функционирование запорной арматуры как элемента единой газотранспортной системы. Интервью с Трофимовым Евгением Васильевичем, генеральным директором Орггазнефть, ООО. Девиз ООО Орггазнефть – обеспечить


    Сегодня ООО Орггазнефть продолжает усовершенствовать уплотнительные пасты и гидрожидкости на основании детального анализа технических характеристик применяемых уплотнительных материалов, накопленного в отрасли опыта их эксплуатации и реальных условий...

Арматуростроитель года по тегу Запорная арматура

  • НПАА НПАА


    Олег Николаевич Шпаков родился в 1933 году. В 1951 году поступил на инженерный факультет Ленинградского пограничного высшего военно-морского училища и в 1957 году окончил его, получив диплом с отличием. После окончания училища служил на пограничном с...
  • ООО ИндуТех ООО ИндуТех


    Плешков Андрей Сергеевич в 2003 году получил высшее образование по специальности инженер-электрик и затем дополнительное образование со степенью магистра экономики.После окончания университета в течение 5 лет занимался эксплуатацией и модернизацией Т...
  • LD LD


    Левин Дмитрий Олегович родился в г. Челябинске 13 апреля 1978 года. В период с 1995 по 2000 год учился в Южно-Уральском государственном университете по специальности инженер-строитель, трудовой стаж начал в 2000 году. Полностью и самостоятельно разра...
Журнал Вестник Арматуростроителя