УльтраМарин, ООО. Чашков Ю. А., Все по шиберу...

УльтраМарин, ООО. Чашков Ю. А., Все по шиберу......

Что делали люди древней цивилизации на своих акведуках, чтобы изменить направление и объем протекающей воды? Да просто перекрывали глиняный водовод такими же глиняными перегородками. Все было просто, надежно, наглядно и компактно. Идея перекрытия трубопроводов простым перемещением заслонки поперек потока осталась неизменной на протяжении тысячелетий, а техническое воплощение этого в настоящее время поражает разнообразием материалов, форм и сложностью конструкторских решений шиберных задвижек. Но сложная конструкция требует большого количества деталей, их сопряжения в статике и в динамике в разных плоскостях относительно друг друга, смазки скользящих поверхностей, что приводит к длинной технологической цепочке производства, трудностям технического обслуживания и значительным усилиям
механического привода.


Так, например, шиберная задвижка, сконструированная и изготовленная в соответствии с API 6D/ISO 14313 (рис. 1), состоит более чем из 30 разных деталей, плюс болтовое соединение частей корпуса и редуктора. Каждую из них надо изготовить различными инструментами на разных станках, части корпуса и редуктора разной формы отлить и обработать для последующего соединения всех деталей вместе. Такая сложная технологическая цепочка требует заблаговременного запаса всех деталей, чтобы нехватка любой из них не остановила весь конвейер сборки и не привела к срыву договорных поставок. Техническое обслуживание такой модели требует не только значительного времени, но и специального оборудования и обученных специалистов, а это уже забота эксплуатационников, и эти затраты влияют на выбор модели шиберной задвижки.

Что, например, делать с задвижками таких моделей, как чугунная 30ч6бр (31ч6бр, рис. 2) или стальная 30с41нж (рис. 3) и похожими на них в Персидском заливе, где мелкий, перетертый в муку песок пустыни прилипает на смазку открытого винта привода и на шток, превращаясь в абразивную смесь, и по итогу после каждой погрузки приходится менять набивку и сальники? А в п. Сабета при температуре -40°C после перехода танкера через штормовое Баренцево море, когда палуба с трубопроводами, переходным мостиком и арматурой превращается в ночной фантастический ледяной пейзаж? Надо каждый клапан перед открытием освободить ото льда так, чтобы не сломать маховик привода, винтовой шток отогреть острым паром, после чего опять же приходится менять набивку и сальники. В конце концов, при любых условиях приходится работать, открывать и закрывать все клапаны, при этом вспоминая конструкторов, работающих в кабинетах с кулерами, чашечкой кофе и кондиционерами, легендарными «добрыми морскими выражениями». Я это прошел на собственном опыте и хотел бы работать с простой, надежной арматурой.

Можно ли вернуться к первоначальной простоте конструкции и форме задвижки для удобства и надежности управления? Да. Первый шаг уже сделан на примере задвижки дисковой штуцерной ЗДШ65(50,100) — 210 (140,160,350) М (рис. 4), у которой корпус состоит всего из 2 одинаковых частей, которые можно изготавливать разными способами: литье, прокат, штамповка. Между ними простое кольцо, внутри которого поворачивается задвижка и зубчатый привод поворота с рычагом. Такая конструкция по весу легче в разы, технологическая цепочка короткая, а минимум деталей делает сборку на конвейере простой и быстрой с минимальными сбоями ритма.


Возможно, это и есть идеал, который надо принять с благодарностью судьбе и пользоваться им вечно. Но идеал — это тогда, когда уже отнять будет нечего, а функция объекта при этом сохранится с лучшими характеристиками. Так, соединение частей корпуса через кольцо требует дополнительного уплотнения, что повышает возможность нарушения герметичности в месте соединения, а на изготовление самого кольца также нужны время, материал, инструменты и станки. Для зубчатого привода нужны уже не только время, но и специальный инструмент для изготовления и технология сборки узла, соединения с корпусом, смазка, возможны заклинивание при эксплуатации и дополнительные затраты на техобслуживание.

Предлагаемая модель задвижки с поворотным шибером (рис. 5) ближе к идеалу, но нет предела совершенству…


Вся конструкция — это всего лишь две простых одинаковых части корпуса с отверстиями для трубопровода и вала поворота задвижки. Эти детали можно изготавливать литьем, штамповкой, прокатом, а для особо прочных ответственных участков — ковкой с упрочением металла корпуса задвижки до прочности толстостенных трубопроводов. Фланцевое соединение с широким плечом позволяет использовать любые уплотнения с их дублированием. Сам шибер (задвижка) изготавливается прокатом, штамповкой или ковкой точно по размеру внутренней полости корпуса, поэтому можно избежать дополнительной обработки, кроме шлифовки боковых поверхностей, скользящих по уплотнительным кольцам седел. Отверстие в шибере для вала поворота имеет зубчатую форму, в него свободно входит такая же зубчатая часть вала, что позволяет вручную собирать узел поворота при соединении частей корпуса и уплотнения концов вала, выходящих через соответствующие отверстия корпуса задвижки. Один конец вала можно использовать для механического привода, а второй — для ручного в аварийном режиме и указателя положения шибера. При повороте шибера из одного положения в другое его поверхность скользит по внутренней поверхности корпуса, что предотвращает попадание любых частичек мусора из рабочей среды в полость корпуса, не занятую шибером. При перемещении шибера рабочая среда перетекает внутри корпуса из одной части в другую по специальному каналу — по ребру шибера, не создавая сопротивления его движению. Короткая технологическая цепочка позволяет автоматизировать сборку задвижки простым устройством без участия людей. Отсутствие смазывающихся трущихся частей делает техническое обслуживание редким, без дополнительного оборудования и специальных навыков, а замену седел уплотнения можно делать на трубопроводе, разъединив части корпуса смещением труб.

Кто-то из руководителей арматурных компаний, прочитав эту статью с описанием и эскизом предлагаемой задвижки с поворотным шибером, захочет их делать. Не торопитесь: посмотрите внимательно на свою традиционную привычную продукцию, выпускаемую почти 100 лет без изменения конструкции в принципе, и подумайте, что вас ждет.

Новые задвижки будут в 3 раза легче существующих (даже с учетом механического привода), простая технология изготовления небольшого количества деталей задвижки и автоматическая сборка сделает их себестоимость в 5-10 раз меньше, что приведет к сокращению более, чем половины персонала. Первые покупатели этих задвижек больше никогда не обратятся вам для замены установленных, потому что срок службы в принципе не ограничен ничем, а смена уплотнений не займет много времени или средств.

Для сохранения доходов надо будет увеличить объем продаж, то есть значительно снизить цену изделий по сравнению с имеющимися, чтобы сделать ее привлекательной для большинства потребителей и убедить всех, что такая простая конструкция лучше прежней — сложной, громоздкой, ненадежной, требующей значительных затрат на техобслуживание и ремонт. И что в этом случае делать первым производителям уже новых задвижек? Им, в свою очередь, надо думать, а этого делать многие не хотят, некоторые не умеют, а другим просто ничего не надо. Это значит, что новое «всем по шиберу»?

Нет, жизнь продолжается, и мы будем двигаться вперед, чтобы производить в стране не «импортоповторение», а реальное импортозамещение российскими разработками.

Размещено в номере: «Вестник арматуростроителя» № 6 (41) 2017
Материалы других разделов по тегу НИОКР

Новости по тегу НИОКР

  • Компания Газпром СПГ технологии реализует комплексную программу импортозамещения оборудования Компания Газпром СПГ технологии реализует комплексную программу


    ООО Газпром СПГ технологии реализует комплексную программу импортозамещения оборудования для производства и использования сжиженного природного газа преимущественно – технологическое оборудование для комплексов сжижения природного газа, а также криог...
  • Правительство РФ направит 1 млрд рублей на проведение НИОКР в сфере машиностроения Правительство РФ направит 1 млрд рублей на


    Правительство Российской Федерации направит 1 миллиард рублей на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИОКР в сфере машиностроения. Об этом сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин....
  • Минпромторг России проводит дополнительный конкурсный отбор на получение субсидий на проведение НИОКР Минпромторг России проводит дополнительный конкурсный отбор на


    Министерство промышленности и торговли Российской Федерации объявило дополнительный конкурсный отбор на получение субсидий на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ НИОКР по современным тех...
  • Российским предприятиям возместят затраты на НИОКР и омологацию для продвижения продукции на экспорт Российским предприятиям возместят затраты на НИОКР и


    С 10 июня 2024 на платформе ГИСП начнётся приём заявок на компенсацию затрат на НИОКР и омологацию для продвижения продукции на экспорт. Об этом сообщает пресс-служба Минпромторга России. Компенсация может возместить до 50 затрат, понесённых российск...
  • ПГ КОНАР запатентовала прогрессивную идею по устройству дискового затвора ПГ КОНАР запатентовала прогрессивную идею по устройству


    В Промышленной группе КОНАР в рамках НИОКР Затвор дисковый и Арматура СПГ оформлен патент на изделие для использования в системах трубопроводов наземных и морских промышленных объектов, в том числе добычных платформ, плавучих СПГ-заводов и танкеров-г...
  • В компании Система-Сервис разработали изделия для скважин с техническими ограничениями В компании Система-Сервис разработали изделия для скважин


    Специалисты дивизиона Система-Сервис входит в состав ООО ТаграС-Холдинг разработал изделия для скважин с техническими ограничениями. Мероприятия осуществлены в рамках программы НИОКР....

Статьи по тегу НИОКР

Интервью по тегу НИОКР

  • Интервью с генеральным директором НПО Регулятор А. М. Мельцером Интервью с генеральным директором НПО Регулятор А.


    Уважаемые читатели, представляем вашему вниманию интервью с А. М. Мельцером - генеральным директором НПО Регулятор - отечественным предприятием полного цикла, выпускающим регулирующую и предохранительную арматуру специального назначения для нефтяной ...
  • ООО НПО Тульский завод промышленной арматуры. Интервью с учредителем Андреем Владимировичем Зотовым ООО НПО Тульский завод промышленной арматуры. Интервью


    Сегодня мы хотим познакомить вас с научно-производственным объединением Тульский завод промышленной арматуры — российским предприятием, которое занимается разработкой, производством и поставкой электрогидроприводов....
  • НПО Флейм, ЗАО. Интервью с заместителем генерального директора по науке А. П. Парамоновым НПО Флейм, ЗАО. Интервью с заместителем генерального


    Уважаемые читатели журнала Вестник арматуростроителя, сегодня наша редакция предлагает вашему вниманию немного необычное интервью с производственной площадки петербургского предприятия — производителя трубопроводной арматуры ЗАО НПО Флейм, которое из...

Архив по тегу НИОКР

  • Вестник арматуростроителя, № 6 62 2020 Вестник арматуростроителя, № 6 62 2020


    Уважаемые читатели главного журнала о трубопроводной арматуре в России Вестник арматуростроителя Представляем вашему вниманию электронную версию новогоднего выпуска, доступную для онлайн-просмотра и скачивания.Так, новый номер открывают интервью c ди...
  • Вестник арматуростроителя, № 1 57 2020 Вестник арматуростроителя, № 1 57 2020


    Уважаемые читатели журнала Вестник арматуростроителя Перед вами первый номер издания, выпущенный в 2020 году, – №1 57. Наша редакция собрала в нем самые актуальные новости и темы в отрасли арматуростроения на начало текущего года.Медиагруппа ARMTORG ...

Видео по тегу НИОКР

Журнал Вестник Арматуростроителя