Ю.А. Чашков, капитан дальнего плавания, советник ЦС ВОИР по водному транспорту. Трудный путь во льдах. Проект «ПОМОР-ВОИР». Часть 2

Ю.А. Чашков, капитан дальнего плавания, советник ЦС ВОИР по водному транспорту. Трудный путь во льдах. Про...

Уважаемые читатели журнала «Вестник арматуростроителя»! С № 6 (75) мы рассказываем вместе с Ю. А. Чашковым о судьбе проекта «ПОМОР-ВОИР», о стремлении изобретателя довести проект до практического применения. В этом номере продолжаем серию статей об изобретателе и о его пути развития проекта, личном опыте автора на пути к цели и дальнейших рационализаторских предложениях.

Юрий Арсентьевич Чашков:

В 1965 ггоду я закончил с красным дипломом Рижское авиационное училище по эксплуатации радиооборудования аэропортов и самолетов и, пользуясь правом выбора, прилетел в аэропорт Апапельхино порта Певек в марте, где уже готовились к очередной навигации. В аэропорту базировались самолеты УПА (Управление Полярной авиации), они имели специальное радиооборудование, внутри дополнительные топливные баки, а для наблюдения за ледовой обстановкой по бортам прозрачные сферы (блистеры): через них гляциологи определяли ледовые условия и наносили данные на контурные карты, которые затем в ярких мешочках с парашютом сбрасывали поближе к ледоколам в течение полярного дня.

С этого года начали устанавливать на самолеты УПА факсимильные передающие аппараты, чтобы ледовые карты передавать на все суда сразу, поэтому пришлось полюбоваться на северные моря сверху и увидеть, как тонет во льдах теплоход «Витимлес», что запомнилось навсегда. Это определило в дальнейшем мою работу в ДВМП и учебу в ДВВИМУ им. адмирала Г. И. Невельского, которое я закончил в 1973 году. Молодым штурманом попал на ледокол «Илья Муромец», построенный в Швеции в 1942 году. Мастерство капитана и конструкция ледокола мощностью всего 3,6 МВт позволяли с легкостью ломать льды в Амурском заливе Владивостока толщиной до 1 м, а ледопроходимость сегодняшних ледоколов проекта 22220 с мощностью 60 МВт – всего 3 м; то есть удельная проходимость – 20 МВт/м.


Следующим судном был ледокол «Василий Поярков» 97-го проекта на базе «Ильи Муромца». Бездумная установка вместо котлов дизелей привела к понижению центра тяжести и резкой качке, превратившей переходы по чистой воде в пытку. Затем, за 30 лет работы в пароходстве, было много разных типов судов. Среди них лучшим считаю советский проект арктического снабженца «Витус Беринг», построенный в городе корабелов Херсоне, равных которому пока я не вижу. Расположенная в носу надстройка давала прекрасный обзор ледовой обстановки для выбора подходящих путей прохода во льдах, центр тяжести, смещенный в носовую часть, не давал судну вылезать на льдины и застревать в таком положении, что бывает на других арктических судах, например знаменитых финских СА-15 (среди моряков – просто «морковки») или ледоколах (прежний атомный ледокол «Сибирь» просидел на льдине около 10 часов в попытках сползти на воду).

Расположенная на корме на высоте 3–4 м от уровня моря вертолетная площадка позволяла работать при качке до 4–5 баллов, а на современных судах с площадками 15–18 м высоты невозможно даже высадить человека, не говоря о грузовых операциях с вертолетом. Навсегда запомнился рейс, когда за 45 суток мы обеспечили снабжением более 60 населенных пунктов от маяка «Край Света» – Курилы, на побережье Камчатки, и до мыса Дежнева на Чукотке.

По СМП современные АЛК проекта 22220 могут пройти в любое время года, но зимой проводят только ОДНО судно в кормовом выступе («ласточкин хвост») вплотную на «усах». При такой буксировке получается «очень дорогая парочка» — более 150 тыс. долларов в сутки за транспортировку 15 тыс. тонн груза со скоростью 5–6 узлов. Никакая компания не осилит такую экономику, и приходится платить государству не только за строительство ледоколов, но и за доставку грузов. Причина такой ситуации — старая форма носовых ОКРУГЛЫХ обводов, ломающих ледовый покров ИЗГИБОМ на огромные льдины, тормозящие движение ледокола, которые заполняют канал позади и блокируют самостоятельное движение судов. В Советском Союзе округлые обводы пробовали изменить в конце XX века. На дизель-электрическом ледоколе «Мудьюг» финны по датскому патенту заменили «ложку» на «калошу» с боковыми ледорезами, ледокол легко ходил на испытаниях в норвежских фиордах с чистым льдом до 1 м толщины, но застрял в заснеженных льдах Арктики. Неплохо показала себя и квадратная форма носа с режущими кромками, внедренная на судне «Капитан Сорокин», однако у ледокола заметно упала маневренность, к тому же обломки льда выходили между корпусом и кромками канала, что тормозило движение в нем проводимых судов. То есть надо было искать что-то другое, новое.

Мы сделали треугольную форму носа с выступающим узким индентором для раскола льдины и наклонные к ледовой поверхности ступени, которые идут в корму параллельно диаметральной плоскости и около днища расходятся в стороны. Наша идея заключается не только в разрушении ледового покрова сдвигом вдоль кристаллов вниз, т. к. в этом случае прочность льда в 3–5 раз меньше, но и последующем раздвигании обломков в стороны под кромки канала, где они остаются. В этом случае десятки судов могут самостоятельно идти по чистой воде длительное время в неподвижном припае Арктического побережья и в устьях сибирских рек.

Эту идею поддержали профессор морского технического университета Владимир Тряскин, директор по науке Крыловского научного центра профессор Валерий Половинкин. Затем последовала презентация проекта в НИИ Арктики и Антарктики. По программе CFD в Корабелке была разработана виртуальная модель с наилучшими формами, в КБ «Петробалт» создали цифровую модель, по которой в Крыловском центре сделали модель реального ледокола длиной 5,6 м и шириной 1 м. Испытания в ледовом бассейне КГНЦ показали высокую эффективность разрушения ледового покрова ступенями с образованием чистого 95% от льда канала. ПАО «Газпром» после обсуждения результатов испытаний написало письмо поддержки в научно-координационный совет Минпромторга, на заседании рабочей группы РГ3 (тема «Новый облик судов для шельфа Арктики») проект был поддержан, ОДИН человек воздержался, 17 участников проголосовали «за». В мае 2021 года составили смету для проведения самоходных испытаний около 30 млн рублей, и директор департамента судостроения Минпромторга до сих пор не может найти ТАКИЕ деньги.

Хочу отметить, что благодаря внедрению инновационного проекта ПОМОР-ВОИР навигация на Русском Севере может стать круглогодичной. Суда смогут проходить по коридорам целыми караванами. Также оптимизируется навигация в северных реках и вырастет трафик судов.

Ледоколы нового типа не вытеснят привычных тяжеловесов, это ни к чему. Огромные тяжелые ледоколы с атомным реактором будут выполнять свои непосредственные задачи.

Многочисленные обращения ЦС ВОИР к руководителям госучреждений и компаний Арктики с предложениями обсудить хотя бы результаты испытаний модели в ледовом бассейне КГНЦ со специалистами чаще всего были без ответов или с отказами-отписками. Так от руководителя Дирекции СМП Вячеслава Рукши 4 раза получили отказ во встрече с капитанами ледоколов, чтобы улучшить проект. Проигнорировано приглашение КГНЦ и ВОИР на испытания в бассейне, зато он открыто предложил на сессии «НЕВА-2021» самому ВОИР построить ледокол, чтобы как на базаре выбрать среди современных.

Я даже продал квартиру на Азовском море, чтобы вложиться в первичные испытания модели ледокола в бассейне. Чиновники обещают, что деньги на проработку проекта будут выделены в ближайшее время. Если моя идея сработает так, как я описал, то мы получим принципиально новый ледокол, который сделает эксплуатацию Севморпути гораздо более дешевой и стабильной. Соавтором всех моих проектов является мой сын – Роман Чашков, он также закончил ДВВИМУ, с отличием, работал на многих типах судов, сейчас специалист ОСК. Семейные споры по разным проектам приносят положительные результаты. У нас 26 патентов РФ.

Сейчас компании Арктики надеются на государственное обеспечение плавания по СМП, частным же компаниям предлагают вкладывать собственный капитал, заработанный в Арктике. ВОИР – общественная организация, таких средств не имеет. Будем искать, пробивать многолетние ледовые торосы бюрократии для внедрения импортоопережения в развитии Арктики.


С применением нашей пробивной (перефразируя известное выражение – прорывной) технологии, о которой я говорил, проектов ледоколов может быть несколько:

• Мелкосидящий речной ледокол с осадкой 2,5 м с ледопроходимостью 1 м.

• Ледокол для устьев рек и арктического шельфа с осадкой 5 м мощностью 8 МВт с ледопроходимостью 2 м для однолетнего неподвижного припайного льда, в котором будут прокладывать широкие 25–30 м каналы, свободные от плавающих обломков, и периодически поддерживать такие каналы чистыми для самостоятельного плавания транспортных судов арктического класса в порты и обратно до открытого моря. В летнее время эти ледоколы смогут обеспечить безопасность морских платформ, разрушая на дальних подступах дрейфующие ледовые поля и размельчая до нескольких метров крупные льдины перед платформой.

• Ледокол для круглогодичной навигации через дрейфующие многолетние льды Арктики будет иметь мощность около 25-30 МВт с ледопроходимостью до 3,5 м и шириной 50 м для прокладки канала современным газовозам и будущим арктическим танкерам и балкерам.

>>> Ю.А. Чашков, капитан дальнего плавания, директор ООО «УльтраМарин М». Трудный путь во льдах проекта «ПОМОР-ВОИР». Часть I

Размещено в номере: Вестник арматуростроителя, №3 (78)
Материалы других разделов по тегу технологии

Новости по тегу технологии

Статьи по тегу технологии

  • АО АБС ЗЭиМ Автоматизация. Интеллектуальные системы управления электроприводами АБС ЗЭиМ Автоматизация современные решения для автоматизации трубопроводной арматуры АО АБС ЗЭиМ Автоматизация. Интеллектуальные системы управления


    Эра простых электромеханических исполнительных устройств безвозвратно уходит. Отрасль электроприводов для трубопроводной арматуры стремительно развивается, переходя от традиционных электромеханических приводов к новым интеллектуальным системам управл...
  • Медиагруппа ARMTORG. Главная промышленная выставка России в Екатеринбурге прошел 15-й форум ИННОПРОМ Медиагруппа ARMTORG. Главная промышленная выставка России в


    7 июля в МВЦ Екатеринбург-ЭКСПО был дан старт 15-й Международной промышленной выставке ИННОПРОМ. За годы своего существования мероприятие закрепилось в статусе ключевого события для российской и мировой промышленности. В течение 4 дней площадка объед...
  • Медиагруппа ARMTORG. Пост-релиз. Российский нефтегазохимический форум и масштабная международная выставка Газ. Нефть. Технологии Медиагруппа ARMTORG. Пост-релиз. Российский нефтегазохимический форум и


    С 20 по 23 мая 2025 года в Уфе с успехом прошли ключевые отраслевые события – Российский нефтегазохимический форум и 33-я международная выставка Газ. Нефть. Технологии....
  • М. Ефимов, медиагруппа ARMTORG. Пост-релиз X Юбилейной международной научно-практической конференции Дальний Восток и Арктика устойчивое развитие М. Ефимов, медиагруппа ARMTORG. Пост-релиз X Юбилейной


    В Москве 13–14 марта 2025 года успешно прошла X Юбилейная международная научно-практическая конференция Дальний Восток и Арктика устойчивое развитие. Мероприятие объединило ведущих экспертов, представителей власти, науки, бизнеса и общественных орган...
  • К.С. Есина, ведущий инженер по продажам ООО Инженерно-производственный центр. Комплексное решение по защите стальных трубопроводов от коррозии К.С. Есина, ведущий инженер по продажам ООО


    На текущий момент ООО ИПЦ успешно функционирует и развивается на протяжении уже более чем 35 лет, занимаясь разработкой и внедрением технологий для трубопроводного транспорта и более 34 лет обладая в безаварийной эксплуатации первыми построенными тру...
  • М. Ефимов, медиагруппа ARMTORG. Год 2025 какие международные выставки, связанные с ТПА, нас ожидают М. Ефимов, медиагруппа ARMTORG. Год 2025 какие


    2024 год показал, что выставочная индустрия полностью восстановилась после ковида. Это не только мнение автора, но и голая статистика в виде цифр посетителей выставок в сравнении с тем, что было до 2020-го, это и количество участников со стендами. Я ...

Интервью по тегу технологии

  • Интервью с коммерческим директором АО РУСТ-95 А. Е. Стениным 30 лет производства запорной и регулирующей арматуры в России Интервью с коммерческим директором АО РУСТ-95 А.


    Наши корреспонденты узнали, что в 2025 году питерский завод – производитель регулирующей и запорной арматуры РУСТ-95 отмечает 30 лет с момента основания. Наши корреспонденты встретились с коммерческим директором Андреем Евгеньевичем Стениным, чтобы з...
  • Интервью с генеральным директором ООО Восточная Арматурная Компания А. К. Абдуллиным Наша команда становится все более сильной, сплоченной и компетентной Интервью с генеральным директором ООО Восточная


    В нашей редакции принято говорить о полном цикле сотрудничества с заводами и компаниями. Это означает, что мы всегда должны быть в курсе о всех производителях-партнерах, об их успехах и развитии их компаний, о новинках их продукции, о внедряемых техн...
  • Интервью с Иваном Шкодских ООО ПромАрмСтрой в рамках выставки Нефтегаз-2024 Мы приехали удивлять своими новинками Интервью с Иваном Шкодских ООО ПромАрмСтрой в


    Компания ПромАрмСтрой приняла участие в международной выставке Нефтегаз-2024. Медиагруппа ARMTORG представляет вашему вниманию интервью с коммерческим директором предприятия Иваном Шкодских....
  • Интервью с учредителем НПО АСТА Е.Ю. Синодовым Основной упор мы делаем на обеспечение потребности внутреннего рынка Интервью с учредителем НПО АСТА Е.Ю. Синодовым


    Добрый день, Евгений Юрьевич Уже по сложившейся традиции рады задать вам несколько вопросов как эксперту — производственнику отрасли трубопроводной арматуры...
  • Нижегородский водоканал, АО. Мы внедряем современные технологии в разные процессы, начиная от цифровизации сетей и заканчивая работой с клиентами Интервью с Николюком Николаем Валерьевичем, генеральным директором Нижегородский водоканал, АО. Мы внедряем современные технологии


    Планомерная работа, проводимая АО Нижегородский водоканал на сетях водоснабжения и водоотведения, позволила по итогам 2019 года серьезно снизить аварийность. Общая длина переложенных труб в общей сложности превысила 45 км. На сетях водоснабжения сниж...
  • Фесто-РФ. Нам крайне важно сократить технологическое отставание страны от ведущих держав, и для этого в России есть всё – люди, ресурсы и понимание остроты вопроса Интервью с Алексеем Юрьевичем Вититневым, президентом Фесто-РФ. Нам крайне важно сократить технологическое отставание


    Уважаемые коллеги и друзья Медиагруппа ARMTORG продолжает публикацию интереснейших интервью на страницах нашего издания. И сегодня мы представим вашему вниманию ведущего мирового поставщика технологий автоматизации и лидера в области производственног...

Видео по тегу технологии

Фото по тегу технологии

  • WETEX 2025 WETEX 2025


    С 30 сентября по 2 октября в Дубае ОАЭ проходит 27-я Международная выставка по технологиям обработки воды, энергетическим технологиям и охране окружающей среды — WETEX. Медиагруппа ARMTORG посетила площадку Dubai World Trade Centre и предлагает к про...
  • ЭКВАТЭК-2025 ЭКВАТЭК-2025


    С 9 по 11 сентября 2025 года в Москве состоялась 19-я Международная выставка технологий и оборудования для коммунальной и промышленной водоподготовки, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, инженерных систем и насосного оборудования - ЭКВ...
  • ИННОПРОМ-2025 ИННОПРОМ-2025


    С 7 по 10 июля 2025 года в Екатеринбурге проходит международная промышленная выставка ИННОПРОМ-2025. Медиагруппа ARMTORG посетила площадку МВЦ Екатеринбург-ЭКСПО и предлагает к просмотру фоторепортаж с места событий.ИННОПРОМ — это площадка, где перес...
  • НЕФТЕГАЗ-2025. Часть II НЕФТЕГАЗ-2025. Часть II


    С 14 по 17 апреля 2025 года в ЦВК Экспоцентр Москва состоялась 24-я международная выставка оборудования и технологий для нефтегазового комплекса НЕФТЕГАЗ-2025. Медиагруппа ARMTORG приняла участие в событии и предлагает к просмотру новые кадры с места...
  • WETEX 2024 WETEX 2024


    Медиагруппа ARMTORG предлагает к просмотру фоторепортаж с 26-й Международной выставки по технологиям обработки воды, энергетическим технологиям и охране окружающей среды — WETEX. Мероприятие проходит с 1 по 3 октября в Дубае.Прямо сейчас в Объединённ...
  • Нефть и Газ KIOGE 2024 Нефть и Газ KIOGE 2024


    С 25 по 27 сентября 2024 года в г. Алматы проходит 29-я международная выставка и конференция Нефть и Газ KIOGE 2024. Медиагруппа ARMTORG посетила Казахстанский центр делового сотрудничества Атакент. Предлагаем к просмотру фоторепортаж с места событий...

Архив по тегу технологии

  • Вестник арматуростроителя, №5 92 Вестник арматуростроителя, №5 92


    Медиагруппа ARMTORG представляет вашему вниманию электронную версию пятого выпуска журнала Вестник арматуростроителя. В интервью номера представлена беседа с коммерческим директором АО РУСТ-95 Андреем Евгеньевичем Стениным. В этом году предприятие от...
  • Вестник арматуростроителя, №6 87 Вестник арматуростроителя, №6 87


    Уважаемые коллеги и друзья Совсем скоро наступит Новый год, а это праздник волшебства и обновления Рады представить вашему вниманию электронную версию нового, новогоднего, выпуска журнала Вестник арматуростроителя.В интервью номера опубликована бесед...
  • Вестник арматуростроителя, №5 86 Вестник арматуростроителя, №5 86


    Медиагруппа ARMTORG с радостью сообщает о том, что рассылка пятого выпуска журнала Вестник арматуростроителя успешно завершилась. Теперь он доступен к электронному просмотру и скачиванию.В интервью номера представлена беседа с собственником Завода ис...
Журнал Вестник Арматуростроителя